Премьера
21.02.1929

Аннотация

«Негр» был третьим спектаклем из цикла о’ниловских пьес (после «Косматой обезьяны» и «Любви под вязами»). Оригинальное название произведения — «Все божьи дети имеют крылья». Сам драматург высоко ценил талант Таирова и его режиссерское видение. Юджин О’Нил писал руководителю Камерного театра, что они «заключили дружбу без слов».

Эта пьеса олицетворяла протест против расового неравенства и, по мнению Таирова, была необходима рабочему зрителю: произведение «вызывает чувство возмущения, боевого негодования из-за дикого извращения „культурными“ американцами понятия о равенстве людей, независимо от цвета кожи». Эта постановка должна была отобразить пороки и несправедливость внешне цивилизованного западного общества.

В начале действия обыгрывалась идея, что человеческая природа чиста, светлые инстинкты в ней всегда преобладают. Чернокожий Джим искренне дружит с белой Эллой, и цвет кожи не создает между ними никакой разницы. На свете есть только две расы — плохие и хорошие люди. Но с завязкой сюжета все усложняется. Элла растет и под влиянием буржуазного мира с его предрассудками в отношении темнокожих, она отталкивает от себя преданного ей Джима. Две их страдающих души в конце концов воссоединяются, они бегут из Америки, но Элла боится показаться на людях с Джимом, стыдится его. Поломанная обществом психика доводит девушку до сумасшествия.

Идеологическое значение спектакля Таиров объясняет такими словами: «Дети не знают расовой вражды, деления на белых и черных. Их общение естественно, так как они еще не приобрели условных рефлексов и навыков своей среды. Но чем дальше идет их жизнь, чем большее количество соответствующих толчков создает буржуазных строй для проявления в них искусственно привитых инстинктов, тем более искривляется их общая и личная психика, тем более проникаются они расовой ненавистью и антагонизмом, перед которыми оказывается бессильной даже огромная сила взаимной и подлинной любви».

Авторы

В ролях