Top.Mail.Ru
История театра имени А.С. Пушкина | Московский драматический театр имени А.С. Пушкина
21.10.1950
21.10.1950

Открытие театра

В 1950 году, после нескольких месяцев капитального ремонта, Камерный театр был переименован в честь великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.

Первой премьерой обновлённого театра стал спектакль «Из искры» по пьесе Ш. Дадиани о молодости И.В.Сталина.

А поставленный в этом же году «Аленький цветочек» по сказке С. Аксакова с неизменным успехом идёт до сих пор!

1950–1952
1950–1952

Василий Васильевич Ванин

Первый художественный руководитель

Первым художественным руководителем был назначен талантливый актёр, народный артист СССР, лауреат Сталинской премии Василий Васильевич Ванин. В основе репертуарной политики театра он видел русскую классику и современную советскую драматургию. Человек талантливый и целеустремленный, Ванин, со всем присущим ему энтузиазмом и упорством, принялся строить новый театр. В 1950 году он поставил спектакли «Украденное счастье» по И.Франко и «Джон — солдат мира» Ю. Кроткова о судьбе певца Поля Робсона

1951 «Свадьба Кречинского»

В 1951 году Василий Ванин поставил «Свадьбу Кречинского» А. Сухово-Кобылина, где сыграл свою последнюю роль — Расплюева.
Расплюев у Ванина необычайно смешон и жалок, но вместе с тем и страшен. Страшен своим бездомным цинизмом, своей готовностью на любую подлость.

Б.Медведев

1952–1953
1952–1953

Борис Александрович Бабочкин

Художественный руководитель

С 1952 по 1953 годы пост главного режиссера театра занимал народный артист СССР Борис Александрович Бабочкин. Он пригласил режиссера Алексея Дикого на постановку спектакля «Тени» по пьесе М. Салтыкова-Щедрина, где сыграл одну из своих лучших ролей — Клаверова. Это был чрезвычайно популярный спектакль смелой образности и яркого сценического рисунка.

Исполнение этой роли Б. А. Бабочкиным можно смело причислить к самым выдающимся сценическим открытиям последнего десятилетия.

Б.Бялик

1953–1960
1953–1960

Иосиф Михайлович Туманов

Художественный руководитель

С 1953 по 1960 годы театром руководил народный артист СССР Иосиф Михайлович Туманов. Событием в театральной жизни Москвы 1955 года стал спектакль «Иванов». Режиссер Мария Осиповна Кнебель, воссоздавая на сцене эпоху 1880-х годов, берет чеховского героя как бы в перспективе будущего. Перед лицом новых, наступающих времен Иванов судит себя. Этапными в жизни театра стали спектакли «Мария Тюдор» В. Гюго, «Деревья умирают стоя» А. Касона, «Игрок» Ф. М. Достоевского, «Как важно быть серьезным» О. Уайльда. В них были заняты гениальные Ф. Г. Раневская, О. А. Викландт, Б. П. Чирков, Г. А. Яниковский, А. П. Шатов, А. К. Мягких, М. Н. Названов, М. М. Кузнецова, Н. К. Прокопович.

1960–1971
1960–1971

Борис Иванович Равенских

Художественный руководитель

В 1960 году в театр пришел народный артист России Борис Иванович Равенских. С его именем связана эпоха высокой романтики в истории театра. Работу в театре имени А. С. Пушкина Равенских начал постановкой «Свиных хвостиков» — непритязательной комедии Я. Дитла, спектаклем, наполненным искрометным фейерверком режиссерских трюков. Фанатично преданный искусству, Равенских был истовым художником и абсолютно свободным человеком. Его театр — яркий, пластичный, страстный — невозможно представить себе без музыки. Для него словно не существовало условностей советского строя, серой будничной текучки.

Равенских любил показать человека в момент высочайшего напряжения всех его душевных сил, выбирая репертуар не по моде, а по себе. В каждой постановке Равенских была не только мысль, но и страсть. Спектакль строился на ярких вспышках — «моментах истины», словно освещавших истинный характер персонажей. Меньше всего Равенских был бытовым режиссером, правдоподобие касалось только человеческих чувств. Критики писали, что Равенских всегда ставил своих героев перед дилеммой «жить лучше» или «быть лучше», заставляя каждого занять определенную позицию.
В его спектаклях блистали работы таких мастеров сцены, как Л. О. Гриценко, Л. А. Скопиной, Ю. И. Аверина, Л. С. Антонюк, А. И. Кочеткова, заслуженных артистов РСФСР С. К. Бубнова, Н. К. Прокоповича, С. А. Боброва. С его именем связано открытие таланта Т. Лякиной, Ю. Горобца, Л. Маркова, В. Носика, А. Локтева, В. Алентовой, Н. Поповой, Н. Марушиной, Р. Вильдана.

1962 «Романьола»

В 1962 году состоялась премьера спектакля «Романьола» Л. Скурацина — Равенских создал спектакль об итальянских Ромео и Джульетте ХХ века, об их прекрасной и трагической любви в мире, расколотом фашизмом на два враждующих лагеря. Народный артист СССР Леонид Марков сыграл Микеле — молодого крестьянского парня, которого огромная трагическая любовь превращает в художника. Народная артистка СССР Лилия Гриценко сыграла юродивую Доменику, которая знает все, что будет, потому что все уже было, и она сама — скорбная память человечества, трагический символ Женщины в войне. Обворожительная, чувствительная, с прекрасным певческим голосом Л. Гриценко создала драматичные образы в спектаклях Равенских. Обаяние ее женственности очаровывало публику, а беззащитность ранила, создавая вокруг героинь Гриценко поле трагедии.

1965 «Поднятая целина»

В 1965 году Равенских поставил «Поднятую целину» М. Шолохова. В этом спектакли соединились эпический размах, песенность, романтическая приподнятость, чеканная скульптурность мизасцен, безудержность фантазии. Решительная правда образов спектакля выразилась в их удивительной человечности, в их отходе от плакатности, прямолинейности. Совсем другой получилась у Равенских постановка пьесы Л. Андреева «Дни нашей жизни». Художники Е. Коваленко и В. Кривошеина создали удивительно красивую, какую-то ликующе-праздничную Москву. На фоне этой Москвы режиссер устроил на сцене пикник студентов, с песнями, плясками, неуемным восторгом.

В этом спектакле сыграл свою первую роль народный артист России Валерий Носик: его офицерик Миронов выдавал настоящий фейерверк трюков. На роль фон Ранкена Равенских пригласил народного артиста РСФСР Юрия Аверина. Великолепный голос, яркий талант в сочетании с «барской» сценической внешностью Аверина, обрекли его на частое исполнение ролей отрицательного плана, но даже в них артист умел увидеть человеческие черты. Юрий Аверин проработал в Пушкинском много лет, сыграв роли Степана в «Метели», Ратленда в «Сокровище», Бенкендорфа в «Последних днях», Мюллера в «Судьбе человека».

1971–1978
1971–1978

Борис Никитич Толмазов

Художественный руководитель

С 1971 по 1978 годы театром руководил народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР Борис Никитич Толмазов. Талантливый, яркий актер, Борис Толмазов создал такие пластичные, поэтично-музыкальные спектакли «Легенда о Паганини», «Последние дни», «Без вины виноватые». В 1975 году Толмазов поставил спектакль по повести М. Шолохова «Судьба человека». Простыми, почти скупыми режиссерскими средствами достигалось ощущение драматической глубины человеческого характера, выдержавшего поединок с войной.

1979–1983
1979–1983

Алексей Яковлевич Говорухо

Художественный руководитель

Нашумевший спектакль «Разбойники» Ф. Шиллера упрочил репутацию Алексея Говорухо как остросовременного, яркого постановщика — и уже в 1979 году он становится главным режиссером театра Пушкина. Самым ярким спектаклем этого периода стала «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского, где главные роли блестяще сыграли вошедшие в труппу театра Александр Пороховщиков и Светлана Мизери. В этот период с Театром имени Пушкина сотрудничали режиссеры И. Райхельгауз, Л. Танюк, С. Яшин, В. Спесивцев.

1983–1987
1983–1987

Борис Афанасьевич Морозов

Художественный руководитель

С 1983 по 1987 годы главным режиссером был народный артист России, заслуженный деятель искусств РФ Борис Афанасьевич Морозов. Спектакли Морозова были интересно придуманы, чувства героев правдивы, мизансцены по-театральному эффектны и оригинальны: романтическая приподнятось, зрелищность, метафоричность характеризуют его постановки «Мотивы» М. Ворфоломеева, «Луна в форточке» Р. Феденева, «Я — женщина» В. Мережко, «День Победы среди войны» по пьесе И. Гаручавы и П. Хотяновского.

Морозов много и успешно ставил современных драматургов, сделав их пьесы основой репертуара. Замечательный, талантливый, по-настоящему народный артист Георгий Бурков пришел в Театр имени Пушкина по приглашению Бориса Морозова. Он сыграл здесь всего две роли, но навсегда запомнился зрителям — обаятельный проходимец Беламот в спектакле «Луна в форточке» и простой мужичок Иван в спектакле «Иван и Мадонна».

1987–2000
1987–2000

Юрий Иванович Еремин

Художественный руководитель

С 1987 по 2000 годы театр возглавлял народный артист РСФСР Юрий Иванович Еремин. Его постановки — «Бесы» по пьесе А. Камю, «Черный монах» по А. П. Чехову, «Эрик ХIV» А. Стриндберга, «Призраки» Э. де Филиппо вызвали большой интерес театральной публики и привлекли в театр ценителей современного концептуального театра. Часто он трансформирует привычное театральное пространство, и зрители оказываются напрямую вовлечены в орбиту театрального действия. Настоящим культурным шоком стала его «Палата № 6» — один из самых популярных спектаклей конца 80-х, с успехом показан на театральных фестивалях Франции, Швейцарии, Бельгии, Италии, Америке.

1997 «Повести Белкина»

В «Повестях Белкина» (1997) Еремин намеренно ушел от попыток сделать прозаические шедевры Пушкина драмами: весь текст, включая диалоги, читает один актер, превращая небольшие истории в беседу за чаем, когда случайно сошедшиеся вместе и вынужденные ждать незнакомые люди никуда не торопятся, и потому с удовольствием слушают и с удовольствием рассказывают сами.

2001–2010
2001–2010

Роман Ефимович Козак

Художественный руководитель

В апреле 2001 года художественным руководителем Театра им. Пушкина стал заслуженный артист РФ Роман Ефимович Козак. Его основная политика — приглашение режиссеров высокого уровня. Спектакль «Академия смеха» К. Митани получил театральную премию «Чайка», номинацию на Государственную премию России и номинацию на национальную театральную премию «Золотая маска». Несмотря на скрытый трагизм пьесы, виртуознейшая игра Андрея Панина и Николая Фоменко оказалась подлинной академией смеха, демонстрирующей все способы рассмешить публику.

Для своего спектакля «Ромео и Джульетта» (2002) Козак выбрал новый перевод пьесы Шекспира, сделанный О. Сорока. Главные роли сыграли студенты 3-го курса Школы-студии МХАТ, ученики Романа Ефимовича — Александра Урсуляк и Сергей Лазарев.

с 2010
с 2010

Евгений Александрович Писарев

Художественный руководитель

В июне 2010 года художественным руководителем Театра имени А. С. Пушкина был назначен заслуженный артист России Евгений Писарев. Первым спектаклем в должности художественного руководителя стала современная версия Шекспира «Много шума из ничего» (2011). В спектаклях «Таланты и покойники» (2012) и «Женитьба Фигаро» (2014) на главную роль приглашен Сергей Лазарев.

Евгений Писарев продолжает традицию своего предшественника, приглашая для постановок режиссеров высокого уровня.

2013 «Добрый человек из Сезуана»

пьеса-парабола Б. Брехта, режиссер Юрий Бутусов

Для постановки известной пьесы-параболы Б. Брехта «Добрый человек из Сезуана» в 2013 году был приглашен один из самых ярких современных режиссеров Юрий Бутусов. Александра Урсуляк, исполнившая в спектакле главную роль Шеен Те, стала лауреатом премий «Хрустальная Турандот» и «Золотая маска», а сама постановка была номинирована на национальную премию «Золотая Маска 2013» в пяти номинациях и стала лауреатом премии СТД «Гвоздь сезона 2013».

2014 «Камерный театр — 100 лет»

постановка Евгения Писарева

Одним из самых значимых работ Евгения Писарева стал спектакль-посвящение «Камерный театр — 100 лет» (2014), поставленный к юбилею легендарного Камерного театра, в здании которого сейчас находится Театр имени Пушкина. Спектакль был создан как память и дань создателю театра Александру Таирову и его музе, актрисе Алисе Коонен. Пьесу, основанную на документальном материале — письмах, дневниках, фрагментах спектаклей Камерного театра — написала Елена Гремина. В Юбилейном вечере приняла участие практически вся труппа театра. Этот спектакль, показанный всего один раз (25 декабря 2014 года, в день столетия Камерного театра), сплотил все поколения актеров театра Пушкина и стал одним из самых знаковых событий года.

Именно этим спектаклем Евгений Писарев показал, что Театр Пушкина имеет сильнейшую и интереснейшую труппу, способную осуществить любые, даже самые смелые, эксперименты, а сам он — вполне сложившийся серьезный драматический режиссер. Спектакль стал лауреатом Театральной премии газеты «Московский Комсомолец» как «Акция года» и Премии Олега Табакова и Премией города Москвы в области литературы и искусства.

2014 «Рождество О.Генри»

мюзикл Питера Экстрома, режиссер Алексей Франдетти

В 2014 году в филиале театра по эксклюзивной договорённости с Samuel French Company режиссер Алексей Франдетти поставил мюзикл Питера Экстрома «Рождество О.Генри». Впервые рассказы американского классика представлены в новом для российской публики жанре — камерного мюзикла. Спектакль был номинирован на национальную премию «Золотая Маска», Алексей Франдетти назван лучшим режиссёром в категории «Оперетта/Мюзикл», а Тимофей Рябушинский получил приз за «Лучшую работу художника в музыкальном театре».

2016 «Дом, который построил Свифт»

постановка Евгения Писарева

Самая громкая премьера 66 сезона в Театре имени Пушкина — «Дом, который построил Свифт» (2016) по одноименной пьесе Григория Горина в постановке Евгения Писарева. Спектакль стал одной из самых обсуждаемых премьер года, лауреатом премии «Хрустальная Турандот» и «Лучший спектакль большой сцены» по версии МК.

2018 «Влюблённый Шекспир»

в основе киносценарий Тома Стоппарда

Евгений Писарев обратился к «оскароносному» киносценарию выдающегося британского драматурга сэра Тома Стоппарда и поставил спектакль «Влюблённый Шекспир» (2018), ставший одним из главных событий культурной жизни столицы. Остроумная фантазия на тему биографии великого Уильяма Шекспира полюбилась зрителям и была высоко оценена профессиональным сообществом (Премия «Хрустальная Турандот» в номинации «Лучшая режиссёрская работа» (Евгений Писарев), премия «Звезда Театрала» в номинации «Лучший режиссёр» (Евгений Писарев), премия СТД РФ «Гвоздь сезона».

2019 «Рыцарь пламенеющего пестика»

режиссер Деклан Доннеллан

Английский режиссер Деклан Доннеллан продолжает успешное сотрудничество с театром Пушкина и ставит спектакль «Рыцарь пламенеющего пестика» (2019). Захватывающая и веселая заставляет задуматься об отношении артистов и зрителей, о «четвертой стене», «магии сцены» и о самой сути театра. Спектакль стал лауреатом премии «Хрустальную Турандот».