Top.Mail.Ru
«Негр» О’Нейля | СМИ о Московском драматическом театре

С большим удовлетворением во время недавней беседы с живущими в Москве американскими неграми, т.т. Уайтменом и Вильсоном я узнал, что они чрезвычайно высоко расценивают произведение О’Нейля, которое мы под названием «Негр» показываем на сцене Камерного театра 21 февраля. Для знающих О’Нейля неудивительно, что именно он в среде европейских и американских драматургов смог написать наиболее острую и глубокую пьесу на эту тему. О’Нейль несомненно глубоко и искренно проникнут духом самой непримиримой ненависти к общественному строю Запада, и поэтому в выборе разрабатываемых им проблем и в резко отрицательном отношении к возможности их разрешения в буржуазном обществе он не только смелее других драматургов, но в известной степени имеет точки соприкосновения с той глубокой переоценкой ценностей, которую произвела в нашей психике Октябрьская Революция. Конечно, в силу целого ряда объективных причин своей жизни и среды, он не в состоянии до конца воспринять и найти те неизбежные выходы из ряда тупиков цивилизованного Запада, которые открыла и осуществляет наша новая эпоха. Но несмотря на это, ряд его пьес все же не теряют значительной ценности и для нас.

Несомненно наши дороги в будущее расходятся с О’Нейлем, но бить мы можем с ним вместе, так как, строя новую жизнь, мы должны вытравить с корнем все остатки старой идеологии и старых психических навыков, а для этого несомненно полезно использовать всю силу тех метких и разоблачающих ударов, какие наносит О’Нейль своему собственному обществу и строю.

Вот почему мы уже в третий раз возвращаемся в своей работе к творчеству О’Нейля. Вот почему мы и сейчас выбрали для нашей новой постановки его «Негра».

При помощи очень интересного драматургического построения пьесы О’Нейль проводит своих героев — белых и чёрных — через разные периоды их жизни. Он показывает, что детство не знает деления на белых и чёрных. Их общение естественно, так как они ещё не приобрели условных рефлексов и навыков своей среды. Но чем дальше идёт их жизнь, чем большее количество соответственных толчков создаёт буржуазный строй для пробуждения в них скрытых инстинктивных тенденций, тем более искривляется их общая и личная психика, тем более проникаются они расовой ненавистью и антагонизмом, перед которыми оказывается бессильной даже огромная сила взаимной и подлинной любви.

Джемсон говорит, что «у человека инстинкты подлежат последующему изменению под руководством опыта: общество может быть радикально преобразовано в течение одного поколения при изменении той среды, в которой воспитывается молодёжь. Попытка в этом направлении проделывается в настоящее время в Советской России».

Но белая Элла и чёрный Джим выросли в иной среде — в среде буржуазного общества, и, конечно, их личная трагедия всеми своими корнями упирается в его уродливую почву. В пределах этого общества нет исхода и нет разрешения ни расовой проблемы, как таковой, ни личной трагедии Эллы и Джима.

В «Негре» О’Нейль ставит театру очень большие трудности вследствие своеобразного построения этой пьесы и исключительной лаконичности её письма. Поэтому при сценической разработке пьесы выяснилась органическая необходимость введения в неё целого ряда пантомимных сцен и моментов, имеющих целью развить и дополнить словесный материал спектакля. Этой же цели служит и музыкальная сторона спектакля, которая должна помочь зрителю воспринять атмосферу и среду действия. Эту же функцию выполняет весь сценический и световой монтаж, ритмически и динамически координированный со всем построением данной постановки.

Но главный упор спектакля и главная его тяжесть лежит, конечно, на актёре, и поэтому наиболее существенным заданием постановки была соответственная проработка партитуры актёрской игры.

На основании лабораторных опытов последних лет, мы пришли к выводу, что основным моментом на театре является момент эмоциональный. В этом направлении и велась нами вся работа по новой постановке, так как в пьесе «Негр» этот момент является наиболее обнажённым, благодаря эмоциональному типу поведения главных действующих лиц.

Поэтому главная задача режиссуры и актёров заключалась во вскрытии эмоциональной природы всех тех психических актов, которые с внешней стороны представляются актами мыслительного или волевого порядка.

Разработка основных динамических линий ролей слагалась, с одной стороны, из вскрытия тех эмоциональных состояний, которые лежат в основе развития сценического образа и, с другой стороны, из определения тех стимулов, которыми эти эмоциональные состояния вызваны. Стремясь к наиболее полному воздействию на восприятия возможно более широкого круга зрителей, мы даём все эмоции в их наиболее простых и первичных формах.