Косматая обезьяна
Аннотация
«Косматая обезьяна» открывает цикл о’ниловских пьес, поставленных в Камерном театре. Таиров объясняет свой выбор тем, что произведения американского драматурга изображают «сегодняшний день» и содержат современную проблематику.
«Косматая обезьяна» по своему содержанию была далека от ранних театральных идей Таирова, но оказалась близкой его новым стремлениям. Не извечная борьба людских страстей, а конкретное столкновение основных классовых сил XX века — буржуазии и пролетариата — высвечивал режиссер через это произведение. И жизнь массы была его центром. Здесь Таиров пошел дальше О’Нила. Критика отметила, что масса у драматурга — «аксессуар, почти нечленораздельный аккомпанемент, лишь фон для героя: на половине пьесы он совсем ее бросает. А Таиров именно на „массе“ — на страдающей и бунтующей человеческой массе — сосредоточил все свое мастерство».
Действительно, изображение
«…Мы в России уже неоднократно видели всякие попытки изобразить не только танцы труда, но и танцы машин, — писал Луначарский в связи с „Косматой обезьяной“. — Однако еще никому не удавалось дать такой скульптурный и металлический ритм движений и звуков, какой развернут Таировым в первой, третьей и четвертой картинах. Было бы праздной болтовней утверждать, что это не эстетика, не искусство. Это самое настоящее искусство и самая настоящая эстетика, но они действительно пролетарские. Они пролетарские потому, что все элементы в них пролетарские — и могучие тела, и утомленные тела, и великолепная размеренность коллективной работы, и музыка машин, и все эти беседы, в которых вы все время чувствуете больше коллектив, чем человека. Эти взрывы веселости, гнева, усталости, радости труда — все это чисто пролетарская действительность, действительность завода, то есть главного определителя пролетарского быта».
Изображение буржуазии в спектакле критика также восприняла как большое достижение современного театрального искусства. «Призрачность большого города, где лица неотличимы одно от другого в лиловом свете электричества и движения незабываемо однообразны» — возникала в спектакле. «
В театральном сообществе этот спектакль единогласно признали безоговорочной «победой Камерного театра».
Авторы
В ролях
-
Весь состав