Наталья Тарпова
Аннотация
Выбор драматурга Сергея Семенова и произведения «Наталья Тарпова» свидетельствовал о том, что Таиров внимательно относился к молодым авторам и формированию современного репертуара. Спектакль о новом советском человеке, о противоречиях между личным и общественным, о новых советских ценностях должен был полностью соответствовать времени.
«Большим достоинством „Натальи Тарповой“, — писал режиссер, — является то, что Семенову удалось содрать стандартизованные футляры с ряда современных персонажей и обнажить таким образом их живую мысль и плоть. Меньше всего можно подойти к оценке семеновских действующих лиц с общепринятой меркой типов „положительных“ и „отрицательных“ и уж совсем невозможно абстрагировать их от той социальной среды, порождением которой они являются. Проблема общественного и личного, проблема взаимоотношений индивидуума и коллектива в разрезе двух противоположных идеологий — пролетарской и буржуазной — является основной проблемой пьесы и спектакля».
Октябрьская революция застала Наталью Тарпову окончившей гимназию, сросшейся со своим привилегированным положением, поэтому она встретила эти события с большой растерянностью. Классовый инстинкт взял верх, и героиня оказалась в рядах ВКП, стала секретарем фабкома. Но вот на ее пути возникло «личное» — любовь к беспартийному Габруху, несомненному и убежденному врагу советской власти. Со всей силой вскрылась «половинчатость» и двойственность натуры Натальи Тарповой. Она разрывалась на части, и только большое трагическое потрясение (смерть
Новое содержание, отвечающее политическим изменениям в жизни страны, требовало и новые формы, которые Таиров изо всех сил пытался найти. В этом спектакле появилась трибуна, с которой актеры обращались непосредственно к зрителю. Луначарский идею не одобрил, сказав, что это придало спектаклю излишнюю плакатность.
Спектакль вызвал ожесточенную полемику с прессе, а также в Главреперткоме. И очень быстро был снят с репертуара. Как позже объяснял Таиров, он чересчур увлекся поиском новой формы, которая заслонила перед ним идейную ущербность самого текстового материала. Первая попытка Камерного театра осуществить постановку современной пьесы окончилась неудачей.