Top.Mail.Ru
Наталья Тарпова — смотреть спектакль в театре имени А.С. Пушкина

Премьера
08.12.1929

Аннотация

Выбор драматурга Сергея Семенова и произведения «Наталья Тарпова» свидетельствовал о том, что Таиров внимательно относился к молодым авторам и формированию современного репертуара. Спектакль о новом советском человеке, о противоречиях между личным и общественным, о новых советских ценностях должен был полностью соответствовать времени.

«Большим достоинством „Натальи Тарповой“, — писал режиссер, — является то, что Семенову удалось содрать стандартизованные футляры с ряда современных персонажей и обнажить таким образом их живую мысль и плоть. Меньше всего можно подойти к оценке семеновских действующих лиц с общепринятой меркой типов „положительных“ и „отрицательных“ и уж совсем невозможно абстрагировать их от той социальной среды, порождением которой они являются. Проблема общественного и личного, проблема взаимоотношений индивидуума и коллектива в разрезе двух противоположных идеологий — пролетарской и буржуазной — является основной проблемой пьесы и спектакля».

Октябрьская революция застала Наталью Тарпову окончившей гимназию, сросшейся со своим привилегированным положением, поэтому она встретила эти события с большой растерянностью. Классовый инстинкт взял верх, и героиня оказалась в рядах ВКП, стала секретарем фабкома. Но вот на ее пути возникло «личное» — любовь к беспартийному Габруху, несомненному и убежденному врагу советской власти. Со всей силой вскрылась «половинчатость» и двойственность натуры Натальи Тарповой. Она разрывалась на части, и только большое трагическое потрясение (смерть В. И. Ленина) заставило проснуться подлинные социальные инстинкты. Героиня осознала себя как неотъемлемую часть коллектива и вышла к новой жизни обновленной и закаленной. «В огне страданий и борьбы родился в ней новый человек и новая женщина», — рассуждал Таиров.

Новое содержание, отвечающее политическим изменениям в жизни страны, требовало и новые формы, которые Таиров изо всех сил пытался найти. В этом спектакле появилась трибуна, с которой актеры обращались непосредственно к зрителю. Луначарский идею не одобрил, сказав, что это придало спектаклю излишнюю плакатность.

Спектакль вызвал ожесточенную полемику с прессе, а также в Главреперткоме. И очень быстро был снят с репертуара. Как позже объяснял Таиров, он чересчур увлекся поиском новой формы, которая заслонила перед ним идейную ущербность самого текстового материала. Первая попытка Камерного театра осуществить постановку современной пьесы окончилась неудачей.

Авторы

Упоминания в СМИ