Премьера
02.11.1916

Аннотация

Сын прекрасной нимфы и фракийского царя Фамира — прославленный кифаред (музыкант, играющий на кифаре), гордый своим талантом. Он отваживается вызвать на поединок самих муз и проигрывает состязание. Жестокая кара настигает юношу: он лишается зрения и музыкального дара…

В пьесе Иннокентия Анненского античный сюжет иллюстрирует идею всевластия рока: люди не могут спорить с богами, есть черта, за которую уже не переступить. Режиссер Александр Таиров расставляет акценты по-другому: смелость Фамиры для него гораздо значительнее, нежели чем небесная кара. Похоже, что Таиров мысленно отождествляет Фамиру если не с собой, то с Камерным театром, который отважился в суровую годину войны притронуться к старинным струнам, поспорить и с веком, и с роком.

Роль Фамиры исполнял Николай Церетелли — один из самых заметных актеров труппы, высокий, гибкий, с красивым голосом и властным жестом. Характерно, что в конце трагедии герой не терял присутствия духа: все так же тверда была поступь слепого Фамиры, все так же царственны были его движения, так же надменно звучала речь. Он продолжал спорить с небом.

Образ Фамиры в спектакле приобрел эпическую величавость, отвечающую стремлениям Таирова — увидеть на театральных подмостках по-настоящему сильную личность.

Искусствовед и театральный критик Яков Тугендхольд в журнале «Аполлон» отзывается о спектакле так: «Постановка „Фамиры-кифаред“, несомненно, самое значительное явление московской театральной жизни в начале сезона. Я вовсе не хочу этим сказать, что спектакль оправдал все возлагавшиеся на него надежды — слишком своеобразен был замысел, слишком сложна была драма Анненского сама по себе, слишком неблагоприятно для больших затей в наше военное время, чтобы все вышло так, как предполагалось. Но именно ввиду перечисленных обстоятельств даже промахи спектакля интересны, а самый факт его значителен».

Авторы

В ролях

  • Весь состав