Дата рождения

15 Июля 1889 г.

Образование

Театральные курсы С. Халютиной

Биография

Борис Фердинандов был удивительно многогранным человеком: актером, режиссером, педагогом и театральным художником.

В 20-летнем возрасте он поступил в театральную школу народной артистки РСФСР Софьи Халютиной. После выпуска работал в Московском Художественном театре. В Камерный театр Таирова Фердинандов пришел во время радикальных политических перемен — в 1917 году. Здесь на его актерском счету было восемь спектаклей: «Саломея», «Обмен», «Адриенна Лекуврер», «Принцесса Брамбилла», «Благовещение», «Ромео и Джульетта», «Гроза» и «Святая Иоанна». Также Камерный приобрел в лице Фердинандова своего художника-оформителя. В этом качестве он работал над постановками «Король-Арлекин» и «Адриенна Лекуврер».

После премьеры «Короля-Арлекина» театровед Абрам Эфрос заметил, что в художнике «сидит недюжинный декоратор, который скоро сможет стать на собственные ноги». И действительно, Фердинандов зарекомендовал себя оформлением спектакля «Адриенна Лекуврер». «Нельзя было отрицать двух качеств: это было в достаточной мере художественно и в бесспорной степени сценично. Такое соотношение являлось в „Адриенне“ положительным. „Адриенна“ была первым актерским спектаклем Таирова. Впервые труппа играла характерами и положениями, а не одним ритмом движений и партитурой интонаций. Зрители впервые чувствовали и волновались, а не только глядели и слушали. Старая мелодрама Скриба в кристальном исполнении Коонен — одной из чистейших и трогательнейших Адриенн — при уверенном партнерстве Церетели-Морица и Соколова-Мишоне, обнаружила в оправе фердинандовских декораций остроту и свежесть, давно утраченные ею», — писал А. М. Эфрос.

В этой постановке Фердинандов строил свое оформление на противоположности действию. Перед зрителями предстал пестро-легкий, нарядно-округлый вещественный мир. Форму предметов и линию одежд в нем определял завиток. Букля парика и изгиб кресла получили самостоятельную жизнь. Схематизованная жеманность округлостей господствовала на подмостках. Люди были такими же: мужчины-завитки, женщины-волюты. Тем взволнованнее контрастировал с ними человеческий лиризм любви и горя Адриенны и Мишоне.

В 1921 году Фердинандов прервал свою деятельность в Камерном театре и в полной мере «встал на собственные ноги». Он основал Опытно-героический театр, расположившийся на Таганке. Героику нового времени, мощь и святость революции должны были прославлять спектакли этого театра, но популярности он так и не приобрел. В премьерном спектакле — трагедии Софокла «Царь Эдип» — Фердинандов выступил режиссером и исполнителем главной роли. Вместе с драматургом Вадимом Шершеневичем поставил «Копилку» Лабиша, затем осуществил постановку «Грозы» Островского, «Женитьбы» и «Страшной мести» Гоголя, «Дамы в черной перчатке» Шершеневича.

Год спустя Опытно-героический театр объединился с мастерской Всеволода Мейерхольда и образовал Театр ГИТИСа. Вольная мастерская Фердинандова также вошла в состав только что образованного института. В театре ГИТИСа фактически столкнулись две труппы — Фердинандова и Мейерхольда. В сезоне 1922—1923 гг. Борис Алексеевич поставил лишь один спектакль — «Одна сплошная нелепость» Шершеневича. Труппа Фердинандова значительно уступала мейерхольдовской, вскоре внутри нее произошел раскол и Шершеневич с группой актеров ушел с этой сцены. Фердинандов также возвратился «к истокам» — снова пришел в Камерный театр к Таирову.

В конце 20-х — начале 30-х годов он активно снимался в кино: «Ваша знакомая», «Иуда», «Привидение, которое не возвращается», «Жизнь в руках», «Человек без футляра». А его спектакли шли в разных театрах страны.

Умер Борис Фердинандов в 1959 году, в возрасте 69 лет.

Работы прошлых лет