У стен Ленинграда
Аннотация
Взявшись за драму Вишневского, Таирову предстояло преодолеть серьезные трудности. В пьесе рядом с людьми, сознающими свой долг и отстаивающими независимость Родины, фигурировала целая группа персонажей, противодействующих, по словам режиссера, «естественной патриотической потребности каждого человека». Таиров опасался зрительского впечатления, что в период Великой Отечественной войны, в частности на Ленинградском фронте, были «
Режиссер считал главной задачей всего спектакля «изображение того, как наперекор отдельным людям, которые по разным причинам пошли против огромной всеобъединяющей волны патриотизма, поднималась и росла огромная сила народа, сравнительно легко уничтожившего все, что пыталось противоборствовать его военной борьбе и победе». Идея народной мощи в событиях Великой Отечественной войны являлась центровой.
Поэтому Таиров задумал противопоставить отрицательной группе действующих лиц не несколько положительных персонажей, проходящих через все события, а «настоящий, живой и подлинный» коллектив всей матросской бригады, действующей в пьесе. Своей идейной и художественной целью режиссер объявлял «создание на сцене живого и подлинного матросского коллектива, который самим фактом своего существования, самим фактом внутреннего объединения, самим фактом прорвавшейся в нем огромной народной силы — заранее и непреложно обрекает на неудачу всех тех, кто пробует им противостоять». В массовых сценах была занята вся труппа Камерного театра. Эти сцены задумывались и воплощались как пантомимы, расширяющие основное действие.
Таиров вместе с Вишневским переработал драматургический текст, убрал риторические излишества, до возможных пределов сжал действие. Так что за словами афиши спектакля — «сценическая композиция и постановка А. Таирова» — стояла тотальная переработка драмы. Критики отмечали, что режиссеру в спектакле удалось разработать непрерывное действие массы моряков. Например, в сцене допроса пленного фашиста «каждый вопрос командира и каждый ответ пленного вызывали яркую, выразительную реакцию на лице и в движении каждого бойца»; виртуозной называлась сцена, когда матросы читают написанный их командиром ответ на фашистский ультиматум («гомерический хохот переходит вместе с бумагой из группы в группу»; «возбуждение охватывает весь отряд и выливается в буйную краснофлотскую пляску под гармошку…»). Критик П. Новицкий восхищался сценой рукопашной схватки, высоко оценивал «прекрасную массовую сцену прибытия отрядов» и символическую обобщенность финала первого акта, когда военные моряки, готовые к бою, уходили, полные великих сил. Он писал, что режиссер «воспользовался всеми сильными сторонами пьесы, чтобы прославить величественную суровую красоту народа, освобождающего человечество». Такие высокие оценки приводили к выводу об «эпическом стиле» постановки.
Спектакль «У стен Ленинграда» ярко иллюстрировал то, как Таиров переосмыслил трагедию. Эта постановка становилась в один ряд с «Оптимистической трагедией», где действие не заканчивается катастрофой, а, как говорит режиссер, перетекает в новое русло: «Сейчас мы понимаем трагическое тоже, как движение к катастрофе, но катастрофа не является результатом. Это лишь рубикон, который нужно преодолеть для того, чтобы затем жизнь обнаружилась в своем новом качестве».
Действие спектакля происходило в решительные и трагические декабрьские дни под Ленинградом, перед нами стоял враг, шла борьба не на жизнь, а на смерть. Но весь народ пронизывала вера в лучше, вера в победу, невероятная по силе любовь к своей стране. И в конце концов этот народ победил.
«Наряду с целым рядом людей, которые с полным сознанием долга, долга чести и совести, отстаивают свою страну, свободу и независимость, есть группа персонажей, противодействующих этой естественной, законной потребности каждого человека. Противодействуют по разным причинам, в силу разных обстоятельств, но противодействуют...»А. Таиров
Авторы
В ролях
-
Весь состав