Top.Mail.Ru
У стен Ленинграда — смотреть спектакль в театре имени А.С. Пушкина

Премьера
27.03.1945

Аннотация

Взявшись за драму Вишневского, Таирову предстояло преодолеть серьезные трудности. В пьесе рядом с людьми, сознающими свой долг и отстаивающими независимость Родины, фигурировала целая группа персонажей, противодействующих, по словам режиссера, «естественной патриотической потребности каждого человека». Таиров опасался зрительского впечатления, что в период Великой Отечественной войны, в частности на Ленинградском фронте, были «какие-то две мощные силы, и исход войны зависел не только от нашей борьбы с фашистами, но и от борьбы с какой-то второй силой». Правильное отражение героики войны и единого подвига сплоченного народа являлось главной задачей актеров спектакля. Для ее выполнения враждебные морякам-патриотам действующие лица можно было бы обесцветить, сделать второстепенными. Но Таиров не искал легких путей. Это для него было бы примитивным.

Режиссер считал главной задачей всего спектакля «изображение того, как наперекор отдельным людям, которые по разным причинам пошли против огромной всеобъединяющей волны патриотизма, поднималась и росла огромная сила народа, сравнительно легко уничтожившего все, что пыталось противоборствовать его военной борьбе и победе». Идея народной мощи в событиях Великой Отечественной войны являлась центровой.

Поэтому Таиров задумал противопоставить отрицательной группе действующих лиц не несколько положительных персонажей, проходящих через все события, а «настоящий, живой и подлинный» коллектив всей матросской бригады, действующей в пьесе. Своей идейной и художественной целью режиссер объявлял «создание на сцене живого и подлинного матросского коллектива, который самим фактом своего существования, самим фактом внутреннего объединения, самим фактом прорвавшейся в нем огромной народной силы — заранее и непреложно обрекает на неудачу всех тех, кто пробует им противостоять». В массовых сценах была занята вся труппа Камерного театра. Эти сцены задумывались и воплощались как пантомимы, расширяющие основное действие.

Таиров вместе с Вишневским переработал драматургический текст, убрал риторические излишества, до возможных пределов сжал действие. Так что за словами афиши спектакля — «сценическая композиция и постановка А. Таирова» — стояла тотальная переработка драмы. Критики отмечали, что режиссеру в спектакле удалось разработать непрерывное действие массы моряков. Например, в сцене допроса пленного фашиста «каждый вопрос командира и каждый ответ пленного вызывали яркую, выразительную реакцию на лице и в движении каждого бойца»; виртуозной называлась сцена, когда матросы читают написанный их командиром ответ на фашистский ультиматум («гомерический хохот переходит вместе с бумагой из группы в группу»; «возбуждение охватывает весь отряд и выливается в буйную краснофлотскую пляску под гармошку…»). Критик П. Новицкий восхищался сценой рукопашной схватки, высоко оценивал «прекрасную массовую сцену прибытия отрядов» и символическую обобщенность финала первого акта, когда военные моряки, готовые к бою, уходили, полные великих сил. Он писал, что режиссер «воспользовался всеми сильными сторонами пьесы, чтобы прославить величественную суровую красоту народа, освобождающего человечество». Такие высокие оценки приводили к выводу об «эпическом стиле» постановки.

Спектакль «У стен Ленинграда» ярко иллюстрировал то, как Таиров переосмыслил трагедию. Эта постановка становилась в один ряд с «Оптимистической трагедией», где действие не заканчивается катастрофой, а, как говорит режиссер, перетекает в новое русло: «Сейчас мы понимаем трагическое тоже, как движение к катастрофе, но катастрофа не является результатом. Это лишь рубикон, который нужно преодолеть для того, чтобы затем жизнь обнаружилась в своем новом качестве».

Действие спектакля происходило в решительные и трагические декабрьские дни под Ленинградом, перед нами стоял враг, шла борьба не на жизнь, а на смерть. Но весь народ пронизывала вера в лучше, вера в победу, невероятная по силе любовь к своей стране. И в конце концов этот народ победил.

«Наряду с целым рядом людей, которые с полным сознанием долга, долга чести и совести, отстаивают свою страну, свободу и независимость,  есть группа персонажей, противодействующих этой естественной, законной потребности каждого человека. Противодействуют по разным причинам, в силу разных обстоятельств, но противодействуют...»
А. Таиров

Авторы

В ролях

  • Весь состав

Упоминания в СМИ