Премьера
18.12.1933

Аннотация

Спектакль «Оптимистическая трагедия» считался одним из лучших сценических творений А. Я. Таирова и вошел в число классических произведений советского театрального искусства 30-х годов. Он имел всеобщее признание и огромную популярность. В статье с говорящим названием «Победа театра», опубликованной в «Правде», говорилось, что «это новый тип пьесы и спектакля, насквозь агитационный. Но если это агитация, то агитация, поднятая на высоту подлинного искусства».

Действие происходит после падения царизма, в первую пору Октября, когда все нормы, догмы и устои были сметены, сдерживаемые старым порядком импульсы у народных масс освободились, а новые порядки еще не вошли в жизнь. Суть пьесы Таиров определял как процесс зарождения нового классового сознания, призванного сменить мелкобуржуазный индивидуализм. Алиса Коонен в роли Комиссара воплощает образ отважной коммунистки, готовой погибнуть за идею. Женщину назначили в отряд матросов-анархистов с поручением переформировать отряд в Первый матросский полк и отправить его на фронт. Между Комиссаром и Вожаком матросов разворачивается борьба за власть. Вожаку власть нужна, чтобы упиваться ею. Он стремится подавить волю и сознание остальных в угоду собственным интересам. А Комиссар борется за людей, за их сознание и человеческое достоинство. Момент принесения матросами революционной присяги является одним из кульминационных в пьесе.

Гибель Комиссара — это и есть трагедия, но торжество советской власти и новой морали делает ее оптимистической. «Комиссар гибнет, но как гибель зерна, брошенного в землю, является зарождением новой жизни растения, так и гибель Комиссара является рождением новой жизни, началом пути новых, идущих на смену поколений» — объясняет режиссер труппе Камерного театра.

Пьеса Вишневского была изрядно переработана Таировым. Режиссер убрал из нее все интермедии, в которых возникали дискуссии о современной драме и театре, отвлекающие от основного действия. Переработал диалоги, сместил акценты. Так, любовь Алексея к Комиссару избавилась от грубых и неуместных плотских мотивов, превратившись в чувство трагически возвышенное. Режиссер изменил даже концовку — в пьесе Вишневского судьба Комиссара оставалась неизвестной. Таиров же показал гибель героя и вместе с тем торжество его дела. Автор был категорически не удовлетворен ходом репетиций. Но после оглушительно успешной премьеры, его мнение изменилось: «Победа огромная, сильная, принципиальная! Встреча с театром в конечном счете дала отличный результат».

В журнале «Советское искусство» критик О. Литовский пишет: «Освобождаясь от эстетической мишуры и формалистических изысков, Камерный театр обретает свой, одному ему присущий сценический язык, свой стиль, который является результатом критического освоения, с точки зрения современно чувствующего и мыслящего коллектива, всего лучшего, что накопил театр за время своего существования. „Оптимистическая трагедия“ — яркое тому доказательство».

Авторы

В ролях