Top.Mail.Ru
Мадам Бовари — смотреть спектакль в театре имени А.С. Пушкина

Премьера
02.04.1940

Аннотация

«Мадам Бовари» входит в число лучших постановок классики на советской театральной сцене. Впервые этот спектакль был показан во время гастролей Камерного театра на Дальнем Востоке. Его смотрел командующий Дальневосточной Армией, будущий маршал И. С. Конев. Глядя на исполнителей ролей аптекаря Омэ и торговца Лере, он сказал: «Эти люди доведут Францию до катастрофы». Таиров углядел в высказывании Конева очередное доказательство таланта Флобера, «который, как это всегда бывает в наиболее выдающихся произведениях искусства, сумел силой своей гениальности порвать сюжетную ткань романа и почти за столетие разглядеть ту, по его собственному выражению, „гангрену жизни“, которая привела к гибели не только Эмму Бовари, но и ввергла самое Францию в бездну величайших потрясений и страданий».

Критик И. Альтман в журнале «Советское искусство» пишет: «Этот спектакль способен укрепить в советском зрителе чувство огромной радости за нашу социалистическую этику, чувство гордости дружбой и верностью советских людей и вселить еще большее отвращение к пошлости, обману, гнили и мерзости, присущим буржуазному обществу. Именно в этом заключается тенденция спектакля».

Изображение Флобером провинциальных нравов режиссер доводит до степени трагедийности. Жалкое существование влачат унылые обитатели маленьких городишек, мелкие буржуа. Их сплетни, мелкие интриги, ограниченность и бездушность рождают в главной героине — Эмме Бовари — социальный протест, неприятие этой действительности. У Флобера роман «закольцовывается» идеей торжества пошлости, жалкой и бескрылой жизни. Он начинает свое повествование с биографии Шарля Бовари и заканчивает новостью об аптекаре Омэ, в котором сосредоточены все пороки обывателя-мещанина (Характерно, что Омэ получает орден Почетного легиона). Таиров же заканчивает спектакль мощным и сильным аккордом: перед зрителями из темноты в четырех углах сцены возникают освещенные лучами прожекторов виновники гибели Эммы. А в этом своеобразном кольце — сама госпожа Бовари на ложе смерти. Финал выражает горячее чувство боли, протеста и убежденность в том, что такой жизни быть не должно.

Авторы

В ролях

Упоминания в СМИ