Премьера
18.12.1926

Аннотация

Спектакль «День и ночь» стал второй «встречей» Камерного театра с Шарлем Лекоком, французским композитором, автором оперетт. В сравнении с предыдущей «Жирофле-Жирофля», по оценкам некоторых критиков, он явно проигрывал. Пресса писала, что если Мараскин, Мурзук, Жирофле-Жирофля, Болеро могут существовать в пределах опереточной реальности, то Брозерио, Калабазас, Мигуэль, Консуэла и Манола — нет. И на глазах зрителей происходит разложение опереточной сюжетной формы. «Театр хотел, чтобы зритель не испытывал никакого лирического волнения, но следил за представлением, как за своеобразной музыкальной эксцентриадой. Эксцентризм сблизил театр с цирком и варьете. Сценическая площадка превратилась в усеченную арену. Либретто оказалось оснащенным пародийными вставками и злободневными остротами, все мужские роли предстали в клоунском обличье. В результате сюжет потерял всякий смысл». Спектакль уподобляли простой программе отдельных номеров, называли беспредметным, нецельным.

Декорации художников Стенбергов получили такую оценку: «Стенберговский „цирк“ служит хорошей оправой для маневрирования танцевальных масс, краски ярки, отдельные детали изобретательны». Но — это уже был камень в огород Таирова — сцены механически сменяли друг друга, а действие не двигалось.

В то же время в газете «Правда» писалось: «Последняя постановка Таирова „День и ночь“ может послужить оперетте удостоверением на театральное равноправие в СССР… Много мастерства развернули все руководимые Таировым участники спектакля. Оркестр, не уступающий „специальным“, конструкторы, осветители, художники. Очень красивы и заразительно веселы танцы, поставленные Н. Глан. Не обошлось в них без влияния гостившей в Москве негритянской труппы. Впрочем, от негров принято не худшее, а лучшее».

Авторы

В ролях