Top.Mail.Ru
Белый лотос — смотреть спектакль в театре имени А.С. Пушкина

Премьера
21.10.1956

Аннотация

Пьеса «Белый лотос» написана В. Винниковым и Ю. Оснос по мотивам древнеиндийского драматического эпоса Шудрака «Глиняная повозочка». Несмотря на значительное обновление, пьеса сохранила колорит седой старины и прелесть наивной, но благородной поэтики древнего эпоса.

Благородная, чистая любовь разорившегося брамина Чарудатты к баядере Васантасене, грубая животная страсть и гнусные интриги сластолюбивого царского шурина Санстанаки, победоносное восстание низов против ненавистного народу царя, возглавленное мужественным пастухом Арьякой, — вот что образует основу сюжетного действия пьесы.

Спектакль, поставленный Заслуженным деятелем искусств И. М. Тумановым и режиссером М. Л. Лейн, все время напоминает зрителям, что перед ними не сама жизнь, а поэтический вымысел, легенда или сказка, раскрывающая в конечном счете глубокий смысл жизненных явлений. Совершенно белые молнии прочерчивают совершенно черное небо, созданное художником спектакля Е. К. Коваленко, в глубине сцены голубой воздух весь освещен трассирующими линиями ливня, а «белый лотос» — Васантасена проходит не тронутая грозой, словно она бесплотное сновидение или бушующая природа не смеет прикоснуться к ней.

Привлекательной чертой внешней формы спектакля стала его пластичность. Здесь много любви и внимания отдано разработке движения и жеста актера с использованием той особой выразительности рук, которая свойственна индийскому искусству. Думается, что здесь проявилось даже нечто от традиций предшественника нынешнего театра имени А. С. Пушкина — бывшего Камерного театра. И этого не надо бояться. Ведь плохо у Камерного театра было не то, что он развивал и виртуозно использовал пластические возможности артиста, а то, что он часто был равнодушен к решающим вопросам идейного содержания в искусстве. Унаследовать лучшее, что было у этого театра, переосмыслить его по-своему, подчинить большим идейным задачам, добиться органического сочетания театрально-условной формы с глубиной и правдивостью психологического раскрытия характеров на сцене, — это было бы своеобразно и хорошо.

Вероятно, именно так и представляет коллектив театра им. Пушкина свой будущий творческий путь.

Юлий Волчек (публикация 1956 года)

Авторы

В ролях

Упоминания в СМИ