Top.Mail.Ru
«ЗОЙКИНА КВАРТИРА» В ТЕАТРЕ ИМ. ПУШКИНА. ОТКРЫТАЯ РЕПЕТИЦИЯ | СМИ о Московском драматическом театре
За месяц до премьеры, назначенной на 13 и 14 мая, в Театре им. Пушкина провели открытую репетицию новой постановки Евгения Писарева и открыли выставку, посвященную истории булгаковской пьесы.

На сцене разместились сразу три пространства: по краям авансцены — прихожая и ванная, а в центре — большая светлая гостиная. Но лепной потолок с огромной люстрой здесь накренился так, что сейчас,  кажется, рухнет об пол, с которого вот-вот соскользнет и мебель, и появившиеся в этом пространстве герои.

«Художник Зиновий Марголин, мой постоянный соавтор, очень помог мне, а перед артистами поставил довольные сложные задачи, — говорит Евгений Писарев. — С помощью декораций удалось подчеркнуть, что у героев земля из-под ног уходит и крыша, что называется, поехала. Это работает и на идею пьесы, и на время, в котором живут персонажи».



Роль Зои Пельтц играет Александра Урсуляк. «Сложно в двух словах сформулировать, насколько мы похожи с Зоей, — рассказывает актриса. — Безусловно, я ее леплю из себя. В чем-то мы похожи, в чем-то — разные. Я ее пытаюсь сделать женщиной на грани, отчаянной и азартной, но при этом простой».

Судя по нескольким сценам, показанным на репетиции, будущий спектакль обещает быть пластичным и музыкальным, трагичным и в то же время смешным.

«Я никак не мог подобраться к «Зойкиной квартире» — так много ее шло и в Питере, и в Москве. Когда пьеса была не то, чтобы очень актуальной, ее ставили везде. Сейчас в Москве она не идет нигде. «Зойкина квартира» очень подходит Театру Пушкина и по своей музыкальности, и по своей остроте. Эта пьеса идеально разложилась на нашу труппу — кто-то даже будет играть в два состава», — отмечает режиссёр.

«Для меня актуальность «Зойкиной квартиры» в том, что времена меняются, и каждый приспосабливается к этому как может, — говорит Урсуляк. Для всех это очень разный процесс. Кто-то не вписывается, кто-то поднимается. В этой пьесе зафиксировано очень глубокое переживание».



Одна из главных особенностей решения будущей премьеры — «привнесение нуара как жанра», подчеркивает Владимир Майзингер (он играет роль Бориса Семеновича Гуся-Ремонтного, в состав с Александром Матросовым). «Это не бытовое общение, а общение в жанре, приподнятом над бытом, — рассказывает артист. — Осваивать это и соединять, переходить из бытовых моментов в абсурдные и парадоксальные, — смысл нашей работы сейчас».

Подробнее о нуаре говорит Евгений Писарев: «Я представляю себе это как нуарное кино, такую криминальную драму в постановке Хичкока, когда все черно-белое, а кровь все-таки красная. И такие «приветы» у нас будут», — раскрывает секреты постановки режиссер.



За основу спектакля в Театре им. Пушкина взяли сокращенную цензорами версию, которая в 1926 году шла на сцене Вахтанговского в постановке Алексея Попова. «Мы ознакомились со всем, что было сокращено — замечательные фрагменты, но это текст литератора,  — отмечает Писарев. — И когда говорят, что что-то сокращалось в связи с цензурой — возможно, но что-то меняли и в нуждах театра, в представлении театральных людей об интересах зрителя».

Об истории написания и постановки «Зойкиной квартиры» зрителям расскажет выставка в анфиладах второго этажа театра. Ее подготовили совместно с Музеем Булгакова. В экспозиции представлены как подлинные экспонаты, так и копии – фотографии, книги, журналы, документы и эскизы из собрания Музея Булгакова, архивов РГБИ, Пушкинского дома, РГАСПИ и Музея им. Бахрушина.