Top.Mail.Ru
«Жирофле-Жирофля» | СМИ о Московском драматическом театре

Прекрасная постановка. Именно постановка, а не спектакль в целом, ибо в нём не было прежде всего незначительной малости — пения. Оперетта без пения для нас, конечно, новость. Таиров утверждает, что ему пение бы только помешало. Я, разумеется, с этим никак не могу согласиться и мне весь вечер страстно хотелось, чтобы хоть кто-нибудь, наконец, запел, ну, хоть немножко, хоть бы три ноты, но так и не пришлось ничего слышать кроме говорка, выкриков, взвизгов да мелодекламации.

Мы привыкли, чтобы много пели и мало двигались. Здесь было как раз обратное: много двигались и совсем не пели. Зато в смысле внешней динамики спектакль разработан весьма детально. Движение, разумеется, специфически таировское, изящные перелёты, прыжки и эффектные позы, иногда сбивающиеся на „красивые позочки", но всегда занимательные и живые. Это не грубое перебрасывание тел Мейерхольда и не Марджановская твёрдая лепка, а лёгкая, воздушная перелётность, столь характерная для Таирова.

Налёт эстетизма, красивости лежит на всей постановке, на группировках, костюмах, жестах. Очень остроумна монтировка Якулова, хоть совершенно непонятно, зачем ему понадобилось подвесить несколько криво прикрёпленных электрических лампочек налево и два фонарика сверху направо и задрапировать «дверь» рваной жёлтой тряпицей. Монтировка прекрасно использована режиссёром, с необычайной тщательностью отделавшим мельчайшие детали постановки. Очень хороши некоторые костюмы, очаровательны прорезные веера, великолепны гримы. С особенным удовольствием приходится отметить струю циркачества, ярким пятном влитую в спектакль, начиная улюлюканьем и писком Церетелли и кончая встающими на голове Болеро (Соколова) волосами, словно у настоящего рыжего. Оба эти актёра к слову сказать, были лучшими в спектакле и отсутствие певческого голоса у них менее всего ощущалось. Хорош Фенин (Мурзук), недурён адмирал (Тихонравов). Слабее других исполнительница главной и заглавной роли, сама Жирофле-Жирофля, впрочем, очень гибкая и подвижная.

Текст старинной оперетты превосходно переработан спецами по этой части Адуевым и Арго и в целом спектакль смотрится с большим интересом. То, что нам показали в первый вечер москвичи, конечно, не оперетта, но не все ли равно? Это очень забавный и отлично сделанный спектакль, и в этом несомненная заслуга Таирова.