Инструментальная музыка накаляет обстановку донельзя: страсть, боль, ненависть, желание жить и желание умереть сливаются воедино в кричащих звуках струнных. Комната. Отчаявшаяся женщина, схватившись за пистолет, расстреливает папку с рукописями когда-то любимого человека. То ли рукопись, то ли свою жизнь, то ли свою душу, то ли души других. То ли всё и сразу.

Почему некоторые люди склонны к разрушению себя и всего вокруг?Почему не умеют или боятся быть счастливыми? Что сжигает их изнутри? Если рассматривать отдельную личность, то ответы найти, наверное, можно. Или нет?..

Премьерный спектакль в театре им. А.С. Пушкина по пьесе Генрика Ибсена «Гедда Габлер». Режиссёр – Анатолий Шульев. Потрясающий актёрский состав: Александра Урсуляк (Гедда Габлер), Алексей Воропанов (Йорген Тесман), Наталья Николаева (Юлиана Тесман),Александр Матросов (Эйлерт Левборг), Борис Дьяченко (Судья Бракк),Анна Бегунова (Теа Эльвстед). Команда не побоялась взять за основу сложный материал, где каждый герой спокойно может стать клиентом психиатра. Есть мнение, что пьесы Ибсена в наши дни уже устарели, потому что современному человеку сложно понять причины страданий и самоубийств героев этих произведений. Но нельзя спорить с тем, что пьеса «Гедда Габлер» – бездонная кладезь эмоций и психологических тонкостей.

На сцене – недостроенный дом. Частично окрашенные стены, стремянка, хаотично расставленные стулья, не вписывающаяся в интерьер голова оленя, стопки книг по полу и бетономешалка. «Счастливые» молодожены возвращаются из свадебного путешествия. Новый дом, новая жизнь. Каким бы ни был желанным уют, всё превратится в ад. Дом – отражение внутреннего мира главной героини, Гедды. Несчастная девушка, у которой нет никаких ориентиров, внутри царит хаос, а мысли будто попали в бетономешалку.

Генеральская дочка, не имея под ногами устойчивой эмоциональной почвы, ломает себя и всё вокруг. Как только появляется огонёк надежды на то, что она действительно весела или искренне переживает, героиня тотчас расстреливает любые надежды из своих многочисленных пистолетов.

Она не умеет быть счастливой и другим не даёт. Жёсткая, с острым языком, Гедда кусает близких, будто змея. Просто не умеет по-другому, не умеет дружить и любить. Всё в жизни хлипкое, разрушающееся. Даже стены нового дома Гедды и Йоргена вот-вот совсем склонятся и упадут. Спусковым механизмом всех событий становится бывший возлюбленный, Эйлерт, внезапно вернувшийся в город.

На сцене последовательно разыгрываются события пьесы. Чётко, аккуратно, талантливо. Безукоризненная актёрская игра, потому перед зрителем – замечательные артисты. Чувствуется, каждый актёр тщательно анализировал своего героя, его поступки, пытался понять мысли. Спектаклю нужно немного «пожить», чтобы каждый не только понял, но и принял своего персонажа, соединился с ним. Драматически болезненного накала трагедии, к сожалению, не всегда хватает, поэтому по поводу самоубийств остаются вопросы. Для того, чтобы сыграть Гедду Габлер нужно обладать определённым темпераментом, силой и мастерством. Всё это у Александры Урсуляк есть, поэтому Гедда – её заслуженная роль, которая, несомненно, станет одной из «визитных карточек» актрисы.


«Гедда Габлер» в театре им. А.С. Пушкина – драматически сильная постановка о людях, которые не могут жить и бороться, которые отравляют своё существование и в конечном итоге выбирают смерть.