Top.Mail.Ru
Заметки о Камерном театре | СМИ о Московском драматическом театре

Среди постановок «Камерного театра» две — «Жирофле-Жирофля» и «Когда я был Четвергом» — являются наиболее показательными для характеристики деятельности этого театра, прежде всего ставящего себе целью развитие актёрского мастерства. Первая из них трактуется театром, как музыкальная эксцентриада. Вторая же относится к тому типу, который в Москве принято называть «урбанистическим». Казалось бы, в этих двух спектаклях, наименее зависящих от текста драматурга, должно было осуществиться основное устремление театра, на первое место выдвигающее самодовлеющее искусство актёра. На самом же деле в отчётных спектаклях первое место принадлежит художнику. Остроумная установка Якулова («Жирофле-Жирофля») даёт возможность режиссёру надлежащим образом развернуть перед зрителями появление пиратов, наиболее ударный и значительный момент во всей пьесе.

Этим и исчерпывается театральная полезность пребывания названного художника в данном спектакле.

Его причудливые и вычурные костюмы в значительной мере предопределили характер артистического исполнения в явной манере стилизационного театра, подчиняющей искусство актёра графическому рисунку.

Единственное и счастливое исключение в этом отношении представлял собою Соколов, актёр большого дарования, заразительно весёлый и технически завершённый. Его сценическое назначение далеко выходит вперёд за рамки своей скромной характеристики «быть опереточным отцом».

Оперетта издревле в себе содержит элементы политической сатиры. И достойно удивления, почему Камерный театр отказался от этого. Может быть, из любви к хорошему вкусу? А так ли все уже благополучно обстоит с хорошим и безукоризненным вкусом в Камерном театре?

Желание во что бы то ни стало в одном лице соединить драматического актёра, певца, танцора и эксцентрика за редким исключением в конечном результате приводит к поверхностному дилетантизму.

Макет к «Четвергу» Веснина — хороший, отличный макет, во много раз превосходящий урбанистические, конструктивно – декоративные измышления Ю. П. Анненкова. Вы думка и изобразительность здесь объединены рядом конкретных заданий для игры актёров, которые в отчётном спектакле оказались не выполненными. Динамика, столь присущая камерному театру, здесь заменена мало выразительной статикой. Большинство сцен скетча могли бы быть без всякого ущерба разыграны на самых простых станках.

За деревьями леса не видно. За множеством прыжков и скачков — малой и средней технической трудности, — выкриков, сутолки и суматохи, в «Жирофле-Жирофля» исчезло самое ценное в спектакле, резкая очерченность ярко выраженных артистических индивидуальностей.

Речевая сторона спектакля тоже осталась мало выявленной. Центр тяжести театр перенёс на внешнее зрительное впечатление (движущиеся лифты, световая реклама), не уделив достаточного внимания актёру. Целесообразно ли это и не представляет ли собою подобный подход к спектаклю эстетическую стилизацию современности, приём дорогой и любезный сердцу Камерного театра?