Top.Mail.Ru
ВЕРА АЛЕНТОВА СТАЛА МИЛЛИОНЕРШЕЙ | СМИ о Московском драматическом театре

В кино и театре она – сильная дама с интересной, но с трудной судьбой. Да, и в жизни – такая же. Вере Алентовой – 80 лет. Московский Театр имени Пушкина, в котором актриса служит более полувека, подарил ей спектакль «Мадам Рубинштейн». И вновь – о сильной даме.

ОБОЖАЛИ И НЕНАВИДЕЛИ

У Елены Рубинштейн черно-белые, как у модной диснеевской злодейки Круэллы, волосы. Одета с иголочки. Стильная, властная, жесткая. Палец в рот не клади.

«В твоем флаконе лучше продавать не лосьон, а крысиный яд!» - замечает в разговоре с сыном. «Зачем ты сдался мне, геморрой!» – кричит Патрику О‘Хиггинсу, когда тот хочет переметнуться к ней секретарем от соперницы Элизабет Арден.

Ужасная и прекрасная Елена Рубинштейн очень идет Вере Алентовой. Героине – под 80. Актрисе столько же. Но о возрасте не думаешь. При виде шикарной дамы теряешь дар речи. Зато на лице Веры Валентиновны ни один мускул не дрогнет. Полгода назад актриса потеряла супруга — Владимира Меньшова, с которым была более полувека. Но сцена лечит.

В основе спектакля - пьеса известного австралийского драматурга Джона Мисто. Ее поставили в Москве впервые.

- Мы с Верой Валентиновной сразу решили, что найдем что-то новое, чтобы спектакль стал не просто постановкой к дате, но и открытием автора, пьесы, образа, - говорит худрук Московского Театра имени Пушкина и режиссер спектакля Евгений Писарев. – Несмотря на юмор эта история – не легкая комедия, а полноценная драма с интересными героями и неожиданным сюжетом. В жизни Хелены Рубинштейн было много ярких событий. Ее обожали, ненавидели, стремились подражать, льстили. У нее есть слава, огромное состояние, но в какой-то момент она понимает, что совершенно одинока. Встреча с бедным, дерзким молодым человеком меняет ее. Несмотря на все конфликты, непохожесть, становятся близкими людьми. Это обретение любви – не в романтическом, а в человеческом смысле – и есть самое главное. И в пьесе, и в жизни.

ЗОНТИК И БАНОЧКИ

Бизнесвумен называют по-разному. В спектакле она — Елена. А вообще-то, поскольку родилась под Краковым, по-польски - Хелена. По национальности — еврейка, а потому — Хая. Ее рост был всего 147 сантиметров, поэтому всю жизнь носила 20-ти сантиметровые каблуки.

- Некрасивых женщин нет, есть женщины — ленивые, - считала Рубинштейн. И для того, чтобы так и было, неустанно трудилась на благо красоты.

По одним данным, в 24 года, по иным — в 28 лет, уехала из родной Польши на другой конец света - в Австралию. С собой был зонтик и 12 баночек крема, изготовленного по рецепту польского доктора. В Мельбурне Елена развила бизнес-деятельность. Стала продавать крем, который присылала из Польши мама. А позже разработала собственную формулу с использованием натуральных компонентов.

Рубинштейн придумала водостойкую тушь и разделила кожу по типам.

Первый институт красоты открыла в 1902 году в Мельбурне. Затем салоны появились в Париже, Лондоне, Нью-Йорке. Благодаря Елене, женщины узнали, что макияж — не только для дам легкого поведения и актрис.

- Спектакль — не байопик о жизни Елены Рубинштейн, - подчеркивает Писарев. - Не биографическая история. Но какие-то факты, конечно, взяли. Например, Рубинштейн знаменита тем, что сильно красилась, и получался боевой петушиный раскрас.

УКРОЩЕНИЕ СТРОПТИВОГО ПИКАССО

Она стала первой в мире женщиной-миллионером, заработавшей состояние самостоятельно.

Рубинштейн страстно коллекционировала, например, африканскую скульптуру начала XX века, диорамы, драгоценности. Поссорившись с мужем, покупала новое украшение.

- Носила их невероятно много, - продолжает Писарев. - Ее настроение можно было определить по количеству драгоценностей. Если вся увешана бриллиантами, значит, в жизни что-то не то. Броня такая. Если все удавалось, потихоньку снимала. Этот момент, конечно, заимствовали. Но украшения, которые носит Вера Валентиновна, свойственны ее образу и не похожи на те, что любила Рубинштейн.

А еще Елена любила портреты самой себя. Заказывала их известным художникам. В том числе Сальвадору Дали. Только Пабло Пикассо противился. Придумал отговорку: портретов, как таковых, не пишет. Не тут-то было. Упорная и эксцентричная Рубинштейн принялась ему названивать. Художник не брал трубку. Бизнесвумен доставала его через консьержа. Безрезультатно! Тогда мадам поехала в Прованс, где жил Пикассо. Постучала в дверь его дома и буквально заставила написать себя. Пикассо сделал 34 наброска, но спрятал. Рубинтштейн так и не увидела рисунков. Их вытащили из папки только после ее смерти. Такова была месть Пикассо за навязчивость.

ВСЕ КРЕМЫ ОДИНАКОВЫ

Именинница рассказала о том, какой уход для лица любит, кто еще мог бы сыграть Катерину Тихомирову, и почему людей тянет в театр.

АВАНТЮРИСТКА И МИСТИФИКАТОР

- Вера Валентиновна, юбилей отметите на сцене?

- Да, буду играть спектакль «Елена Рубинштейн». Он — большая заслуга нашего театра.

Для актрисы «нежного» возраста достаточно трудно найти материал. К тому же такой, который не был много раз игран, а что-то новое, что интересно не только нашему поколению, среднему возрасту, но и молодым. На сцене отмечаю, как правило, все дни рождения. Это самое приятное времяпрепровождение своего дня.

- Какой вам показалась Елена Рубинштейн после того, как прочитали сценарий?

- Я всегда ищу, есть ли что-то интересное в пьесе и пытаюсь разобраться в персонаже. Моя героиня - самобытный человек. Потрясающая женщина уже только потому, что разделила кожу на сухую и жирную. Большая авантюристка, мистификатор. Говорила много разных вещей по одному и тому же поводу. В ее автобиографии достаточно сложно разобраться. И приходилось опираться на что-то, что понятно. Рада, что придумали такого замечательного, совершенно нового для России австралийца, и то, как он ее понял. Его образ лег нам всем на душу.

- Елена Рубинштейн помешана на кремах. А какие из них предпочитаете вы?

- Раньше любила «Янтарь» советского производства. Во времена моей молодости не было иностранных кремов. Но, скажу вам, что и сегодня все кремы абсолютно одинаковы. И наши, и французские, и итальянские.

УДАЧА СЕЛА НА ПЛЕЧО

- Почти всегда вы играете сильных женщин. Хотелось бы, чтобы дали слабую героиню?

- Жизнь многообразна. Сильные бывают слабыми. И наоборот, когда припечет. Все зависит от материала. Совсем слабую женщину играла, например, в «Призраках» по пьесе Эдуардо Де Филиппо. Очаровательную Марию. Безвольную. Таких обожают мужчины. Но вообще могу сказать, что люблю интересный материал. А что это такое? Как правило, интересная личность. Она может быть и совсем слабой, и с сильным характером.

- В «Москве слезам не верит» у вас сильная героиня. Правда ли, что вам не понравился сценарий?

- Да, очень. Более того, отговаривала Меньшова снимать фильм. У него был прекрасный «Розыгрыш», который произвел большое впечатление на зрителя. Владимир Валентинович получил за него государственную премию. Меньшов — человек простодушный. Когда зашла речь о «Москве слезам не верит», он в меня очень верил, но предложил роль не только мне, но и прекрасным актрисам — Тереховой и Купченко. Разумеется, были пробы. Но только Терехова снималась в Одессе и играла Миледи. А Купченко не понравился сценарий. Тот случай, когда говорят что нужны работоспособность, способности и удача. Вот была та удача, которая села мне на плечо. Если бы Терехова с Купченко попробовались, была бы по-прежнему широко известна в узких кругах.

- Ваша Катерина работает на заводе, а вы, знаю, тоже там трудились. Что заставило туда пойти?

- Мы — дети военных лет, очень самостоятельные люди. И рано начинали работать. Мне было 17 лет, и можно было трудиться всего четыре часа. Пробовала устроиться в аптеку и на почту, но никому там не была нужна. А вот на Барнаульский меланжевой комбинат взяли. На должность чернорабочей. Работала эти четыре часа.

ЗА ОШИБКАМИ ИНТЕРЕСНО НАБЛЮДАТЬ

- Вам по-прежнему приятнее на сцене, а не на киноплощадке?

- Да, я — театральная актриса. И совмещать сложно. Не могу играть главную роль в кино и одновременно репетировать спектакль, поэтому, как правило, разношу все по времени. Многие думают, что театр — застывшее искусство, но это не так. Живая эмоция осталась только там, и это привлекает публику. Даже сиюминутные ошибки на сцене. За ними интересно наблюдать. Актер может волноваться, нервничать от того, что сделал что-то не так, а публика страшно любит премьеры, когда еще не все готово, и потом многое изменится. У нас с Валерочкой Гаркалиным всегда была такая присказка: «Сегодня я играла лучше».