Новый спектакль Театра им. Пушкина основан на произведении Ромена Гари «Обещание на рассвете». В биографическом романе автор рассказывает о становлении своей личности, главную роль в котором сыграла его мать. Постановка режиссера Алексея Кузмина-Тарасова тонко передает стиль литературного письма Гари с его лиризмом, вдумчивостью и некоторой отстраненностью, оригинально трактуя страницы романа с помощью нестандартных режиссерских решений, например, посредством театрализации кино.

Спектакль «Обещание на рассвете» оставляет по просмотру ощущение легкости и любви. Именно этому чувству (не плотскому, но почти мистическому) - любви матери и сына, которую «не может разорвать даже отрезанная пуповина», – он целиком посвящен. Всеми действиями и словами главный герой (alter ego писателя в исполнении обаятельного Андрея Заводюка) благодарит в лице своей матери (Александра Урсуляк) всех женщин на Земле за их существование, бескорыстную всеобъемлющую любовь, за мужество и самоотверженность, которые они проявляют порой даже чаще и больше, чем мужчины. Для матерей всегда война, а в войне – всегда мир.

Уютная комнатка с абажуром, серебряный сервиз, пара шляпок и старинное пианино – трогательный и лаконичный быт двадцатых-сороковых годов прошлого века в сценографии Аси Скорик вызывает щемящее чувство ностальгии. Камерность постановки позволяет лучше проникнуться интимностью происходящего: перед зрителем шаг за шагом, обрывками самых ярких жизненных воспоминаний Гари, проходит психологическое становление человека.

Небольшой источник света в полумраке позволяет видеть совсем близко выражение дорогого лица. Это сам огонек жизни, далекий свет, к которому человек идет во мраке неведомой судьбы, и Рок здесь ничего не значит. В этом спектакле нет Смерти, всем властвует одно божество – мать. Она может не только творить, вести и защищать, давать советы и делиться мечтами, учить своим идеалам, но и предсказывать и противостоять - всему. Даже после своей кончины мать способна поддерживать любимого сына, в двухстах письмах, которые в течение всей войны регулярно приходят к нему, воодушевляя на подвиги, на исполнение данного однажды на рассвете обещания и готовя его к последнему неизбежному прощанию.

«Обещание на рассвете» - очень пацифистский спектакль и очень женский, несмотря на то, что самые агрессивные и мужские поступки совершает в нем именно мать главного героя. Александра Урсуляк великолепно ведет свою роль, балансируя на грани комедии и драмы, виртуозно воплощая в жизнь образ «великой драматической актрисы», эксцентричной еврейской женщины, которая любила Францию и желала ей победы в войне даже больше, чем генерал де Голль. А сын был ее вторым телом.

Постановка Алексея Кузмина-Тарасова отнюдь не патетична, как это могло бы показаться. Она полна эффектными сценами в духе немого кино и классических мелодрам тридцатых, гармонично вписанными в повествование и наполняющими их динамикой и юмором. В спектакле поют песни, играют в теннис, летают на самолетах, и бесконечное воображаемое пространство целых стран, лежащих под крылом, возникает на сцене из ниоткуда, из великолепной актерской игры.

В спектакле задействованы всего пять артистов, и среди них трое, кто создает облик всего мира. Жестокие, веселые, трогательные, смешные, они - чужие в истории матери и сына. Главные помехи и главные гаранты материнского триумфа, персонажи, сыгранные Ириной Петровой, а также Сергеем Кудряшовым и Алексеем Воропановым, - просто шум, этапы, дополнительные краски, которыми женщина расцвечивает свое главное произведение в жизни.

Однако вся эта история – ода материнской любви – несколько пугает. Добившийся всего, осуществивший все мечты своей матери, главный герой так и не становится самостоятельным. Вся его жизнь – без других женщин – остается лишь отражением чужих, пусть и самых родных, желаний. И живет он сам только в своих романах. А теперь - и на сцене филиала Театра им. Пушкина, воплощая образ мужчин, больше жизни любящих свою мать.