«Обещание на рассвете» - серьезная работа молодого режиссера Алексея Кузмина-Тарасова по известному роману Ромэна Гари. Спектакль несколько лет шел на камерной сцене филиала Театра им. Пушкина, зрительский интерес к нему с каждым годом усиливался, и художественный руководитель постановки, главный режиссер Евгений Писарев решил перенести действие на большую сцену.

Надо отметить, что за последние годы Театр им. Пушкина обрел славу одного из самых интеллигентных московских театров, а это значит, что на любой спектакль можно идти смело всей семьей или с друзьями, не боясь испортить вечер. В этом театре без эпатажа и скандалов просто делают свое дело с любовью и уважением к зрителям. «Обещание на рассвете» - по всем параметрам очень качественный спектакль для понимающей публики.

Как проживает автобиографические воспоминания знаменитого писателя прекрасный актерский квинтет Театра им. Пушкина, надо видеть. И роман, и сценическое его воплощение посвящены безмерной, заслоняющей и подвижнической любви матери к сыну. Помимо главных героев в исполнении Александры Урсуляк и Андрея Заводюка, в спектакле активно заняты Ирина Петрова, Сергей Кудряшов и Алексей Воропанов, которые задорно перевоплощаются в многочисленные колоритные персонажи пьесы. Бережная, по отношению к авторскому тексту, инсценировка Анны Колчиной, удачно трансформирует хорошую прозу (перевод с французского Елены Погожаевой) на выразительный театральный язык.

Актриса Александра Урсуляк в роли всесильной женщины – матери беззаветно, безоглядно и преданно любит своего «мальчика». Ее героиня отказывает себе во всем, отдавая сыну все, что у нее есть, всю свою жизнь. Зрелому солидному артисту Андрею Заводюку в те мгновения, когда его герой – знаменитый писатель, вспоминает детство, без особых ухищрений обращается маленьким несмышленышем, а потом «взрослеет» по ходу спектакля. Мать, истово веря в счастливую судьбу сына, тщательно перебирает его способности и таланты. Перспектива стать знаменитым художником отметается из-за плохой репутации некоторых представителей богемы. Быть великим музыкантом мальчику не светит из-за отсутствия слуха. Остается большая Литература. Писателем быть даже почетнее: среди известных матери писателей - много приличных людей, например, Лев Толстой - граф, а Виктор Гюго - сенатор. Нужно лишь подыскать будущему классику приличный псевдоним, вот только жаль, что фамилии - Шекспир и Гете уже заняты.

Все ее помыслы нацелены на сына. Ему даже мечтается, чтобы мать поскорей завела себе любовника или вышла замуж, тогда больше не придется задыхаться от силы ее любви.

Пронзительность темы нивелируется режиссерской иронией: некоторые сцены решены вызывающе водевильно. Вот мать торжественно подает сыну ежедневный бифштекс, себе позволяя лишь облизать сковородку. Этот бифштекс - ее подвиг, ежедневная жертва. Мизансцена решена режиссером в жанре немого кино с заламыванием рук и страстными клятвами. В том же духе – разборки с лавочниками. Но любовь матери не так уж слепа: балуя дитятко, она ни за что не позволит ему вырасти тряпкой, только - настоящим мужчиной, рыцарем, умеющим постоять за них обоих. В первый и последний раз, когда сын струсил, тут же получил от матери жесткую отповедь: «В следующий раз, когда это случится, когда при тебе будут оскорблять твою мать, я хочу, чтобы тебя принесли домой на носилках, всего в крови… даже если у тебя не останется ни одной целой кости… иначе нет смысла…».

Интересно наблюдать, как формируется характер будущего писателя, как трудности укрепляют силу воли, необходимую для достижения высоких целей, заданных матерью. Интересно, что люди, которых он любил, и которые любили его, никогда не значили для него больше матери: «Боги забыли перерезать пуповину…». Ее вера и любовь помогли ему выжить, выстоять, стать знаменитостью и большим Человеком. Он исполнил все, о чем мечтала мать, только без нее… все потеряло смысл. Исполнение мечты не приносит ни счастья, ни радости, если эта мечта – не своя.

В спектакле много забавного и пронзительно-грустного. Никакой назидательности, никаких выводов, просто - с'est la Vie.