Top.Mail.Ru
САСПЕНС ПО БУЛГАКОВУ | СМИ о Московском драматическом театре
Мы продолжаем совсместный проект с журфаком МГУ и публикуем сегодня материал студентов с прогона премьерного спектакля «Зойкина квартира» в Театре им. Пушкина. 

Постановка о предпринимательнице Зое, которая за один вечер теряет и деньги, и любовь, и свободу, на сцене Театра Пушкина обретает черты нуарного кино. Режиссер Евгений Писарев ведет творческий диалог с временем надежд, перемен и обещаний, а в постановке «Зойкина квартира» разрабатывает для этого разговора собственный «художественный язык» – смесь буффонады и саспенса.

Зоя (Александра Урсуляк) мечтает сбежать со своим «маргинальным мужем» (Александр Дмитриев) из Страны Советов в солнечную Ниццу. Чтобы заработать деньги, она превращает свою квартиру в публичный дом под прикрытием швейной мастерской. Азартная героиня борется за жизнь своего мужа, ставит на карту свою судьбу и свободу. Эта борьба выходит за рамки комедии и с самого начала окрашивается в оттенки нуара.

Декорации «дворянской» квартиры намеренно затемняют. Пол и подвесной потолок косят вглубь сцены, вместо стен – тусклые полосы света из дверок «примерочных». В кромешной темноте сцены – одинокая скрюченная фигура женщины. Это – Зоя. С булгаковской Маргаритой героиню роднят страсть и ведьминская сила.

В каждой сцене первого действия комедийные смыслы сочетаются с саспенсом – непременным спутником нуара. Атмосфера возрастающего напряжения превращает комедию времен НЭПа в историю человеческого падения, в центре которой – роковая женщина.

Вокруг нее вьются мошенники всех мастей и амплуа: горничная Манюшка (Елизавета Кононова), взбалмошный аферист Аметистов (Александр Кубанин), коварный Херувим (Назар Сафонов). Стилистика нуара искривляет все душевные качества дельцов «нэповского пошиба», перетасовывает их почти также ловко, как Аметистов – свою колоду. Колхозная простота сироты-горничной с самого начала кажется темной змеиной игрой, подлый Аметистов в игре обретает величие Азазеля, бывший китайский преступник обретает символическую роль Рока, Судьбы – роли безликой и оттого зловещей.

Методичный саспенс не может перебить энергичного мотива песни «Не мешайте нам жить». Мотива, который роковая Александра Урсуляк превращает не просто в девиз, а в гимн, песенную мантру.

Сцены праздника жизни возвращают спектакль к жанру булгаковский буффонады. Кутежи и пьянки показывают «лица эпохи» в действии: под бодрые джазовые напевы и русские частушки в гости приходят куртизанки, поэты и богачи.

Герои проходят своеобразный обряд «инициации» «волшебным» порошком и горячительными напитками, как будто бы вымывающими из душ все человеческое. Званые ужины больше напоминают ведьминские шабаш, на который пригласили чертей, нимф, инкубов.

Вся эта публика облачается в муслиновые полупрозрачные ткани, отделанные блестками по последней парижской моде, слушает популярный на западе джаз. Но танцует русские танцы. Но поет русские романсы. За всем шабашным блеском разгула московской интеллигенции прячется драма о людях, которые пытаются нащупать путь к свободе в эпоху перемен, выбирают между безрадужным «есть» и мифическим «будет».

И душой, и телом Зойка и ее близкое окружение стремятся в Ниццу – но их мечты окутывает туман нуара. Ожидание развязки, постепенное нагнетание и накал страстей герои переводят в стилистику саспенса, который тревожно звучит в личных диалогах и воплощается в образе самой Квартиры (Инна Кара-Моско или Нина Марушина) – безмолвного призрака.

Финальный «выстрел» разрушает нэповскую идиллию. Евгений Писарев создает настоящий портрет исторической эпохи – портрет, где есть место и смеху, и страху, и любви. Финальное событие расставляет «маски» по полочкам и выносит призрака возможного счастливого будущего – Квартиру – на передний план.


Остаются ли у предпринимательницы Зойки шансы обрести счастье? Булгаков заканчивает историю героини репликой в никуда: «Прощай, прощай, моя квартира!» Режиссер и худрук Театра Пушкина превращает эту фразу в злостный диалог с мифическим призраком, диалог, звенящий своим отчаянием.

Проект «Журфак Театрала» организован редакцией журнала «Театрал» при поддержке факультета журналистики МГУ и при участии студентов спецсеминара «Театральная журналистика» под руководством доцента Тамары Яковой. В рамках проекта студенты изучают историю театральной журналистики, посещают театры, смотрят спектакли, встречаются с актерами, режиссерами, театральными менеджерами и готовят материалы для публикации в «Театрале».