0 и 11 марта на сцене Филиала Театра им. А.С. Пушкина прошла премьера спектакля «Обещание на рассвете» по одноименному роману Ромена Гари. Режиссер постановки — молодой выпускник ГИТИСа Алексей Кузмин-Тарасов, а художественный руководитель — Евгений Писарев, худрук театра им. А. С. Пушкина. В главных ролях — героя и его матери — Андрей Заводюк и Александра Урсуляк.

На сцене Театра им. Пушкина продолжают ставить зарубежную прозу: вслед за первым в России камерным мюзиклом, «Рождество О Генри», поставленному по рассказам О. Генри вышла сценическая версия автобиографического романа Ромена Гари «Обещание на рассвете» - рассказ про безусловную любовь, история взаимоотношений матери и сына, писателя Романа Кацева (настоящее имя Гари).

Путешествие по жизни героев начинается с Вильно, а заканчивается в Ницце, куда в итоге переезжает Гари с матерью. В лаконичном пространстве сцены филиала возникают отдельные детали эмигрантского быта (художник Ася Скорик) – пианино, стол, старый серебряный сервиз, который продает мать героев. Сценография ненавязчива и не отвлекает от главного – игры, которая легко могла бы существовать в абсолютно пустом пространстве.

«Обещание на рассвете» - спектакль актерский, в какой-то степени даже этюдный, дающий возможность попробовать актерам, которых здесь всего пять, разные краски в палитре игры.

Безусловное соло, конечно, - это роли сына и матери, которые играют Андрей Заводюк и Александра Урсуляк. Наблюдать за седым и высоким Заводюком в роли сына и маленькой, с нервными жестами и вечной сигаретой во рту Урсуляк – отдельное удовольствие. Андрей Заводюк в своей линии умело сочетает оба регистра – мальчика и состоявшегося мужчины, выполнившего данное матери обещание – стать французским посланником, кавалером ордена Почетного легиона, писателем и одеваться по-лондонски. Все это не мешает актеру стирать границу между возрастами своего героя. В моментах, когда он появляется, например, мальчишкой в зимнем тулупе с шарфом, намотанным заботливой мамой до носа, или залезает под стол, чтобы сжевать калошу девочки, нет ни капли фальши. Детская линия здесь чертится иронично и при этом абсолютно серьезно.

Мать в исполнении Александры Урсуляк – взлахмаченная, истово верящая в исключительность своего сына, готовая на любые жертвы и предприятия ради него. И взамен эта любовь требует такой же любви и уважения: «Твою мать оскорбили. Когда это случится в следующий раз, я хочу, чтобы тебя принесли на носилках, окровавленного», - говорит в момент единственной ссоры героиня Урсуляк, и в этот момент осознаешь всю тяжесть участи – стать адресатом такой любви.

Печальный финал жизни Гари, которая закончилась самоубийством, в спектакле деликатно обошли – впрочем, револьвер рядом с героем в последний момент появляется. Но тоска по этой любви и невозможность без нее жить в линии сына чувствуется так очевидно, что счастливый исход этой истории кажется практически невозможным.

Спектакль кажется эссе на вечную тему отцов и детей, неожиданным для русского театра взглядом на взаимоотношения таких героев. И ощущается он так, как звучащая в финале «Снова замерло все до рассвета» в исполнении Ива Монтана, - на другом языке, но понятная и близкая до последней ноты.

Александра Урсуляк, актриса:

— В этом спектакле я говорю о людях, наверное, не совсем обычных. Хотя, возможно, для еврейских семей такая ситуация обычная, потому что у этого народа связь сына и матери — это что-то особенное. В этой работе - очень много того, что мы привносили сами, чем делились, что сочиняли. Образ своей героини я собирала с миру по нитке: в ней есть что-то от всех, кого я знаю и люблю. Это и какие-то мои черты, и черты моих родителей, моей бабушки, моих близких знакомых. Мне хотелось создать образ Матери, перед которой я преклоняюсь. Эта мудрая женщина так любила своего сына, что даже после ухода из жизни продолжала поддерживать его. Она заранее написала более 200 писем, которые помогли ему выжить — сын получал эти письма еще три года после смерти мамы. Такая сильная любовь многое дает. Но после нее очень трудно на что-то решиться.