Если для вас посещение театра подразумевает вечер в доброй атмосфере – значит стоит обратить внимание на спектакль «Обещание на рассвете», который с 2015 года идёт в театре им. А.С. Пушкина. Режиссёр Алексей Кузмин-Тарасов увидел в романе Ромена Гари не только трогательную историю любви матери и сына, но и ускользающую красоту человеческих отношений. Она оправдывает всё несовершенство мира, погрязшего в потоке бессмысленных войн.   

«Обещание на рассвете» своего рода исповедь Ромена Гари, который откровенно, не стесняясь сантиментов, делится самым сокровенным. Его мать, еврейская провинциальная актриса, мечтала: «Мой сын станет французским посланником, кавалером ордена Почетного легиона, великим актером драмы, Ибсеном, Габриеле Д’Аннунцио. Он будет одеваться по-лондонски!» Все эти мечты сбылись.

Главные роли в спектакле играют Александра Урсуляк (Мать) и Андрей Заводюк (Роман). Их тандем напоминает идеально настроенный музыкальный инструмент, без единой западающей клавиши или звуковой помехи. Актёры не пытаются показать взаимоотношения матери и сына в какой-то слащаво-возвышенной перспективе. Их герои обладают невероятной стойкостью и силой духа; каждый из них – цельная личность. Гонения, голод, нищету, разруху – эти двое переносят, стиснув зубы, потому что любят друг друга. Для них мир, поглощённый войной, отходит на второй план, а вся жизнь умещается на небольшом клочке, где лампа заменяет солнце, а железные стены служат чем-то вроде бомбоубежища.

Для того, чтобы воссоздать фон романа – начало ХХ века – режиссёр вводит сцены-пародии на немое кино и декорации, отдалённо напоминающие павильон для съёмок. Художник Ася Скорик не перегружает пространство, но и не лишает его необходимых деталей: старинный телефон, стол, лампа, чемоданы, пианино и граммофон. В центре ворота, что время от времени распахиваются и в дымке проявляются фигуры матери и сына. Как они трогательны и прекрасны! Даже в те минуты, когда их диалог прерывается и неожиданно вырастает невидимая граница – связь между ними не утрачивается.

Ритмический рисунок отточенный и стремительный, но в нём находят место лирические отступления и юмор. Особенно комичными становятся сцены взаимоотношений Романа с женщинами (Ирина Царенко). Сразу ясно, что никто из них никогда не сможет заменить ему родительницу, с которой он связан пуповиной, видимо по ошибке не перерезанной врачами. Когда Мать принимает позу, копирующую фигуру на картине Пикассо «Любительница абсента» – в этом видится открытая ирония по отношению к теме одиночества. Такую слабость нельзя разрешить себе, когда вокруг война!

Александра Урсуляк изображает мать-самку, дикое животное, у которого выжил один единственный детёныш. Ради него она готова на всё! «Ты должен убить Гитлера!» – вдруг заявляет она сыну и тут же прячет пистолет. Андрей Заводюк не поддаётся соблазну сыграть «еврейского сыночка», мягкотелого мальчика, заботливо закутанного в шарф. Актёр раскрывает персонаж постепенно, будто снимает на бутоне один лепесток за другим. Независимо от того, кто перед нами – маленький мальчуган за обедом или парень, тискающий служанку – герой всегда интересен. Статная фигура Андрея Заводюка и его умение одним кротким взглядом раскрыть всё, что на душе персонажа – делает его игру насыщенной и полнозвучной. Это не шарж и не набросок, перед нами характер, судьба, целая жизнь.

«Обещание на рассвете» – пронзительный спектакль, глубоко-психологический, но вместе с тем простой и открытый. Благодаря этим несовместимым качествам, действие обладает завораживающим эффектом. Возможно, этому ещё способствует удачный монтаж сцен, сжимающий длинную историю в двухчасовое действие. Каждая минута наполнена утрированными эмоциями, а внутреннее движение порой опережает внешнее. В водовороте событий ощущаешь себя частью красивой истории, которая незаметно облагораживает тебя, вызывает самые тёплые и искренние чувства, пробуждает желание любить вопреки всему.