Top.Mail.Ru
Нежная душа | СМИ о Московском драматическом театре

Театр им. Пушкина только успев открыть 68-й сезон, уже представил премьеру на сцене филиала. В рамках молодежного проекта «Режиссерская лаборатория» Екатерина Половцева поставила спектакль по пьесе А. Н. Островского «Не от мира сего». Увидеть спектакль теперь можно 11 и 12 октября.

Из более чем сорока пьес великого драматурга эта – последняя – не имела популярности и достойного сценического воплощения в обозримое время в отличие от таких шедевров, как – «Гроза», «Бесприданница», «Таланты и поклонники», «Волки и овцы». Этими названиями пестрят афиши московских театров, их продолжают ставить и мэтры, и молодежь с разной степенью удачи. Екатерина Половцева (ученица Сергея Женовача в ГИТИСе), несмотря на молодость уже зарекомендовала себя на столичных подмостках, поставив несколько спектаклей в «Современнике», в частности, замечательную «Осеннюю сонату» Бергмана с Мариной Нееловой и Аленой Бабенко. Поэтому ее новую работу ждали с интересом, и она ожидания оправдала, поставив прямо скажем не самую удачную пьесу, во многом вторичную, с банальными драматургическими ходами. Снова семейные разборки, приданое, мотовство и измены, вмешательство родни. Но такой героини, как ангелоподобная Ксения Васильевна – идеалистки с нежной душой, подвижной психикой и благородным сердцем – что-то не припоминается. Во всяком случае, у Екатерины Половцевой и актрисы Анастасии Лебедевой героиня получилась именно такая – нездешняя. Она как странный не смятый цветок существует среди циничного и алчного окружения, пытаясь сохранить свою душу. Удается ей это с трудом, и она гибнет…

Действие перенесено в начало прошлого века, когда модерн правил бал не только в искусстве и литературе. Общая атмосфера декаданса коснулась и людских судеб. И если другие герои пьесы живут по законам разврата и стяжательства, то Ксения мягко пытается противостоять этому напору. Хотя облик актрисы в воздушных льющихся по моде эпохи одеждах, ее тонкая фигурка и какое-то отрешенное выражение милого нежного лица этого не подразумевают. Она грезит о чистой духовной любви, а жизнь ей преподносит нечто безобразное. Муж (Алексей Воропанов), женившийся на приданом, совсем не соответствует ее мечтам о счастливом супружестве, он мот и развратник, имеющий в любовницах опереточную актрисульку, на которую и тратит деньги жены. Отвратительны его уловки обмануть стремительно заболевающую Ксению, его двойная жизнь пьяницы и картежника, его друзья-приятели как, например, господин Елохов, которого Сергей Ланбамин играет этаким искусителем без стыда и совести. Именно о нем говорит Ксения: «Он за душой моей пришел…», фраза за которой следует начало ее конца. Есть, правда, среди них один сочувствующий ей и явно влюбленный в нее, но остальные, включая мать, сестру и ее жениха, буквально загоняют в могилу. Интересно, что сестру Ксении Капитолину также играет Анастасия Лебедева, чудесным образом преображаясь в ее противоположность — разбитную и хамоватую деваху как бы из нашего дня. Странную и прагматичную мамашу и вульгарную любовницу играет тоже одна актриса — Эльмира Мирэль.

Режиссер и художник спектакля Александра Новоселова, перекроив зал, поселяют героев пьесы в уставленное старинной мебелью пространство, удушающе набитое множеством предметов, где героиня буквально задыхается в предсмертной агонии. Желание уехать в поместье на природу остается мечтой. Ничто уже не может спасти умирающую.

Двойственность вообще присутствует в этом подернутым флером старины и мистики сложном спектакле. Реальность прорывается то в стихах Бродского, то в осовремененных персонажах, то, когда в финале тяжелые шторы распахиваются, обнажая настоящие окна, пропускающие свет и воздух сегодняшней улицы. Редко сегодня появляются подобные постановки, особенно у молодых режиссеров, «подсевших» на мантру о пост драматическом театре, за которым чаще всего пустота и примитив. А тонкий психологический спектакль Екатерины Половцевой явно выбивается из тренда!