Top.Mail.Ru
Александра Урсуляк: «Наш спектакль — совсем другая история» | СМИ о Московском драматическом театре

 Ведущая актриса Театра Пушкина, умница и красавица Александра Урсуляк играет главную роль в новом спектакле Юрия Бутусова "Добрый человек из Сезуана". «ВД» выяснил из первых рук все подробности премьеры, а заодно расспросил актрису о бунтарской юности, знаменитом отце и театральном детстве двух маленьких дочек.

Как случилось, что вам досталась роль Шен Те в новом спектакле Юрия Бутусова? Я слышала, был долгий и утомительный кастинг?
Кастинг был, но я в нем не участвовала. Когда Юрий Николаевич решил, что будет делать именно «Доброго человека...», он сразу сказал, что роль Шен Те моя. Это счастье, что у него возникло желание работать именно со мной. Хотя я считала и считаю своим долгом каждый день предоставлять доказательства, что он во мне не ошибся. Что его доверие не зря.

Вы можете назвать Бутусова своим режиссером?
Я могу назвать себя фанаткой Юрия Николаевича. Он невероятный, чудесный, нежнейший, чуткий. В свое время мне снес мозг его спектакль «Макбетт». Я смотрела его несколько раз.

Режиссерскую манеру Юрия Бутусова театралы знают и любят. Но согласитесь, она несколько далека от репертуарной политики Театра Пушкина. Как актеры восприняли склонность режиссера к абсурду, экспрессии?
Я не могу сказать за всю Одессу, но мне очень комфортно. В театре есть вещи, которые нельзя показать, используя бытовые приемы. Иначе не прозвучит авторская мысль. Я всегда понимаю, чего Бутусов хочет от сцены и от меня лично. Он не делает ничего, во что не верит. Предельная честность и чувственность, — этим он руководствуется в жизни. Если ты не будешь так же думать и работать, результата не получится. Бутусов очень настоящий, работая с ним, поневоле стряхиваешь с себя всю шелуху и ерунду. Становишься такой, какая ты есть.

Что было самым сложным на репетициях? О том, какие они непростые у Бутусова, ходят легенды.
Да, напряженные. Спектакль большой, сложный, тяжелый эмоционально. Мы работаем каждый день с десяти утра до десяти вечера. Каждый вечер играем прогон, со всеми изменениями, которые внесли на утренней репетиции. Объем роли большой, и я не всегда успеваю точно все сделать. Юрий Николаевич в этот момент жутко сердится. Конечно, после спектакля силы меня покидают. Не успела лечь в кровать, как уже надо вставать, и вся сказка заново. Это тяжело. Но все равно это такая удача — то, что сейчас со мной происходит. Безусловно, эта работа — этап для меня.

По сюжету Ваша героиня и есть тот самый добрый человек, которого ищут Боги. Но ее преследуют несчастья, и чтобы выжить, ей приходится переодеваться мужчиной. И уже в этом облике делать все то, что она, будучи доброй, делать не может. Вы сами верите в добро, или в то, что добро наказуемо?
Верю, что нет абсолютно добрых людей, нет и абсолютно злых. Мы каждую минуту разные, разноцветные. Боги у Брехта прописаны, как приходящие люди. Но в нашем спектакле мы преследуем другую мысль — Бог находится в каждом из нас. И внутренний диалог, который мы ведем всю жизнь («хороший я или плохой?») — это по сути разборки нашего «я» с Богом.

То есть от социальной проблематики, неизбежной, если говорить о Брехте, вы отказались?
Мы только слегка коснулись ее. Но главное точно не в этом.


Параллели с любимовским шедевром, с которого началась история Таганки, будут?
Нет, это будет абсолютно другой спектакль. Даже груза ответственности, о котором столько все говорят, я не чувствую. Честно. Это совсем другая история.

Александра, вы из семьи творческих людей. Ваш папа знаменитый режиссер, мама актриса. Зная все плюсы и минусы этой профессии, вы все равно ее выбрали. За что вы любите свою работу?
За то, что мне интересно. Не скучно. Я чувствую себя нужной. Встречаю огромное количество талантливых людей. И, наконец, я могу фантазировать. Я сделала выбор в 16 лет. Не уверена,что в этом возрасте человек выбирает осознано. Так что сформировалась я в институте, будучи уже заряженной Театром. Я очень старалась быть достойной ученицей своих учителей.

Кто сделал вас собой?
Безусловно, Роман Ефимович Козак. Еще Алла Борисовна Покровская. Дмитрий Владимирович Брусникин. Алла Сигалова. Сейчас, когда Юрий Николаевич работает со мной, я не знаю, чувствует ли он их руку. Но думаю, что чувствует.

Почему Театр Пушкина? Вы здесь много лет, но, наверняка, были и другие предложения?
Сначала я оказалась здесь, потому что сюда позвал меня мой учитель — Роман Ефимович. Сейчас театром руководит еще один мой учитель — Евгений Александрович Писарев. Мне кажется, что он делает правильные шаги. А за то, что он пригласил Юрия Николаевича, дал возможность подчиниться его воле, ему отдельное большое спасибо. Но и самое главное — у нас в театре на самом деле дружный коллектив. С минимальным количеством интриг. Это дорогого стоит. Лично я больше нигде такого не видела.

Вы играете на одной сцене с медийными персонажами — Иваном Ургантом, Сергеем Лазаревым. У них есть чему учиться?
Сережа — мой однокурсник, мы играли Ромео и Джульетту на одной сцене. Но я до сих пор восхищаюсь его умением мгновенно собираться перед выходом на сцену. Я могу нервничать, быть разболтанной. А он, откуда бы ни прилетел, на каком бы концерте не пел, ровно за 30 минут до начала спокоен, хладнокровен и собран. Сережа с большой нежностью и честностью играет в театре. Иван сам по себе он невероятен. Видеться с ним, слушать его искрометные шутки по любому поводу всегда приятно.

Глядя на них, вам не хочется такой же популярности?
Толпа фанатов не может привлечь. Но в медийности есть одна прелесть — открывается все двери. Жить хорошо хочется всегда. Возможно, мне повезет, и я снимусь в замечательном кинофильме, и меня настигнет слава Я буду зарабатывать огромные деньги и буду их тратить-тратить и тратить (улыбается).

Я правильно вас поняла, вам не хватает съемок, кино?
Мне бы очень хотелось больше сниматься. Хотелось больше качественного кино.

Ваш знаменитый папа не звал вас к себе. Почему? И пытались ли вы уговорить его?
Когда-то пыталась, сейчас уже нет.

А в театре он вас видит?
Очень болеет за меня. Сейчас звонит каждый день, спрашивает, как прошли репетиции. Папа внимательный ко мне в профессии, но при этом не собирается меня снимать в кино. Можно на это обижаться, а можно относиться адекватно. Я выбрала второй вариант.


Вы похожи на него?
Очень. У меня его характер. Интуиция точно от папы. Точное понимание, что хорошо для меня, что плохо, куда надо идти, а куда не стоит. Сила, внутренний стержень.

К вопросу о стержне. В одном из интервью вы говорили, что были трудным подростком. Можете вспомнить, против чего вы бунтовали?
Я думаю, против ощущения несвободы. Мне не нравятся, когда мной руководят. Сегодня я сама себе хозяйка.

То есть сегодня ничего не вызывает внутреннего протеста? Вы всем довольны?
Я могу быть недовольна только собой. Я не самоед, но мне важно не стыдиться того, что я делаю. Важно знать, что я выложилась по-максимому. Меня, к слову, абсолютно не пугают разговоры о переводе актеров на контрактную систему. Может быть, жесткие вещи говорю, но пугать это может только неконкурентоспособных в профессии людей. Тех, кто не умеет работать на пределе. Я умею.

Давайте поговорим о приятном. Что делает вас счастливой?
Прекрасные люди, которые меня окружают. Родные, близкие, друзья, дети, родители. Они все дают мне сил. Я давно не отдыхала, поэтому скажу честно — забыла, как это делается. Я не страдаю по этому поводу, я так хочу сейчас. Но каждое лето мы с детьми ездим в Черногорию. Мне нравится смотреть и другие страны, но отдых там — традиция.

А если вы в Москве, что для вас отдых?
Театр. Но я хожу туда только, если позовут друзья и скажут «это стоит того». Последнее сильное впечатление на меня произвел спектакль Богомолова «Год, когда я не родился» во МХАТе.


А ваши дочки ходят в театр?
Конечно. В Театре Пушкина они все детские спектакли уже видели. На «Конька-Горбунка» во МХТ ходили не раз. Более того, они и на моих взрослых спектаклях сидят. Старшая на Брехте будет точно. Ничего страшного, пусть смотрит на вырост.

А если потом они обе скажут вам «мы хотим быть актрисами»?
Ну, значит будут. Я не стану запрещать. В свое время папа мне запрещал, я все равно не послушалась. На старшую мою сестру он смог надавить. И что? Она закончила историко-филологический, а потом все равно пошла в театральный вуз. Единственное, что может сделать родитель — максимально развивать ребенка. Чтобы у того всегда был выбор. Выбор — это самое главное.

Текст: Наталья Витвицкая

.

Журнал «Ваш Досуг» № 5 (13 - 24 февраля 2013)