Top.Mail.Ru
«Обещание на рассвете» | СМИ о Московском драматическом театре

В основу этого спектакля лег одноименный и очень знаменитый роман французского писателя Ромена Гари, посвященный его матери. История женщины, в одиночку поднимающей сына, вписана в историю эпохи первой половины ХХ столетия. А человеческие отношения наложены подчас на более высокие мотивы. Причем они, во многом дискредитированные нашей реальностью, словно бы реабилитируются в этом спектакле, где то с пафосом, то очень просто можно поговорить о любви к родине или, страшно сказать, патриотизме.

На фоне появляющихся то там, то здесь, спектаклей о взаимоотношениях поколений по современным российским пьесам, «Обещание на рассвете» стало настоящей отдушиной. Сравнения, конечно, некорректны, но если сегодня хотя бы на сцене свет побеждает мрак, любовь становится выше ненависти и случается человеческое взаимопонимание, это для современного человека, измотанного жизнью с ее бесконечными катаклизмами, очень важно.
О спектакле Писарева и Кузмина-Тарасова можно сказать пушкинскими словами: «Печаль моя светла». Эта грустная и трогательная история великого самопожертвования матери – Александры Урсуляк ради сына – Андрея Заводюка играется в Пушкинском театре легко и воздушно, меняя жанры, стили и приемы. Излишняя тяжесть реальных обстоятельств жизни словно бы «снимается» оригинальной и остроумной подачей. То возникнут мотивы темпераментного «немого кино» с его смешными страстями. То на экране появятся забавные фотографии, где повзрослевший сын запечатлен рядом с самыми заметными историческими персонами. Такое визуальное воплощение безумной и святой материнской мечты: ее сын должен быть самым-самым. Умным, сильным, талантливым, признанным городом и миром.

Прекрасная Александра Урсуляк способна сыграть то хрупкую девочку-женщину на поле битвы «за жизнь», то усталую пожилую даму, подточенную болезнью, но не желающую сдаваться. Она кричит, скандалит, воспитывает, рассказывает, шепчет, сердится, умоляет, прощает – и все это так, что начинаешь понимать, вот что это такое – идеальная мать. И ее не менее прекрасный партнер Андрей Заводюк кажется здесь не только сыном, но и рыцарем этой «прекрасной дамы». Актерам легко подчиняются все биологические возрасты, все эмоции и переходные состояния, они смешивают смех и слезы, иронию и трагедию, боль и свет, быль и память. Да так, что зритель оказывается по-настоящему вовлечен в эту историю, оказывается способен прожить ее самостоятельно и, быть может, не расстаться с этими ощущениями и вне театра.