Top.Mail.Ru
Египетские ночи — смотреть спектакль в театре имени А.С. Пушкина

Премьера
29.01.1935

Аннотация

В этом спектакле — неожиданное сочетание фрагментов «Цезаря и Клеопатры» Бернарда Шоу, «Египетских ночей» А. С. Пушкина и трагедии Шекспира «Антоний и Клеопатра». Неудивительно, что критика восприняла столь неожиданный ход в штыки. Таирова засыпали негативными отзывами: «холодный блеск спектакля вызывает лишь любопытство. В основе его — ложный замысел, находящийся в глубоком противоречии и с Шоу, и с Шекспиром»; «этот замысел вел к созданию поверхностной, искусственной концепции спектакля»; «соединение Шоу с Шекспиром — одна из самых слабых сторон „Египетских ночей“»; «спектакль оказался несколько внешним, без глубокой эмоциональной основы» и т. д.

В отличие от советских критиков, иначе отреагировал английский актер, режиссер и художник Гордон Крэг, посетивший спектакль во время своей поездки в Москву в 1935 году: «Режиссерский замысел может казаться спорным и дискуссионным лишь до того, пока увидишь этот спектакль на сцене. Я увидел спектакль — реальный факт осуществления этого замысла. И для меня пьеса Шоу явилась великолепным прологом, который помог мне — зрителю — полнее воспринять трагедию Шекспира и сложную линию развития характера Клеопатры». В интервью советским журналистам он сказал, что режиссерская смелость Таирова всегда производила на него впечатление.

Для художественного руководителя Камерного театра на тот момент его творчества было важно, чтобы историческое произведение не теряло своей актуальности и было близко современникам. Таиров уделял большое значение сюжетной линии борьбы Клеопатры за независимость Египта. Царица бросила все силы на то, чтобы ее страна не превратилась в колонию Рима. «Муссолини, Гитлер и целый ряд больших и меньших „цезарей“, на этот раз в интересах крупного империалистического капитала, повторяют и пытаются повторить опыт Октавия — говорил Таиров. — Но, подобно своему величественному прототипу, терпят крах. Выродившиеся и измельчавшие Антонии, как и та система, которой они служат, несомненно погибнут, как погибла Римская империя». Таким образом, «Египетские ночи» не теряли современного звучания и идеологической нагрузки.

Роль Клеопатры сыграла Алиса Коонен. Актриса признавалась, что вначале ее ставили в тупик противоречия в характере и поведении героини, какой она изображена у Шекспира (египетская царица предавала Антония, а после его смерти покончила с собой). Но в спектакле развитие характера приобрело более сложную логику, было оправдано изнутри. Коонен не идеализировала легенду. На смену мгновеньям капризной злости, когда юная Клеопатра легко, совершенно бездумно приговаривала человека к смерти, у Клеопатры-царицы появлялись минуты гневной, неистовой, ослепляющей ярости-ревности, когда Клеопатра могла убить гонца только за то, что он принес дурные вести. Коонен играла эти эпизоды, отдавая себе отчет в своеобразном варварстве Клеопатры. Но шел спектакль — и подобные черты отступали на второй план, а потом и вовсе исчезали. Царственное величие царицы ощущалось в тех сценах, когда она появлялась в шлеме, украшенном перьями, в ниспадающем тяжелом парчевом плаще, и мановение ее руки делалось целеустремленным, а легкий поворот головы в тяжелом уборе выдавал внутреннюю замкнутость и сосредоточенность. Образ Клеопатры во всей его сложности и многогранности стал одной из выдающихся сценических работ известной актрисы.

Авторы

В ролях

  • Весь состав
Клеопатра
Цезарь Октавий
Юлий Цезарь
Мардиан
предсказатель
гонец
Люций
воин ветеран
Меценат
гонец к Цезарю
бродячий певец