Антракт
1
Премьера
26.02.1971

Аннотация

Не случайно спектакль по роману как закалялась сталь Равенских назвал «Драматическая песня», стремясь реализовать сценически искомый синтез музыки и драмы в постижении «души» времени, «души» России.

Музыка, песня, танец, поэзия Есенина, Блока, Светлова вошли неотьемлемой частью в спектакль. Драматическая песня — способ мышления режиссера. Сфера, в которой он мог формулировать свое миропонимание.

«Равенских в этом спектакле не признает ни пастельных красок, ни полутонов. Пользуясь сочной, контрастной светотенью, он смело делит действующих лиц на два мира — бойцов и строителей новой жизни и их заклятых врагов. Режиссер как бы воскрешает гневный лозунг революции „Кто не с нами, тот против нас!“» (Борис Берман)

В «Драматической песне» не было ничего аскетического, ничего не было от этого страшного корчагинского фанатизма, не было даже его болезни, а была удаль, размах, стихия революции, иногда очень опасная.

«Мне хочется показать кровь революции, грязь революции. Как из народа вырастала личность. Мне хочется свою душу соединить с душой Островского…» (Б. И. Равенских).

«… В общей темноте сцены и зала возникает песня «Я люблю тебя, Россия…». Голос то исчезает, то усиливается, словно стремясь охватить, укрыть все, что свершится на сцене, своей мелодией.

Пространство сцены рассечено зигзагом крутого станка — молнией дороги. По диагонали дорога эта перечеркнута строем черных штыков.

Сквозь эти штыки, но не по кратчайшей прямой, а огибая все остроконечности зигзага, идет Островский от рампы к вершине станка, чтобы протянуть руку темноволосому, взъерошенному пареньку. И тот повторит его путь сквозь штыки в обратном направлении — к рампе. Павел Корчагин.

При сравнении сюжета романа с «Драматической песней» выясняется, что в спектакле занято неправдоподобно мало актеров, всего пятнадцать. Нет массовок. Оформление лаконично, в разных случаях намекая на место действия немногим: одинокий столик с двумя бокалами — кафе, рояль — дом Тумановых, световой прямоугольник — решетчатое тюремное окошко.

Спектакль состоит из отдельных, лишь ассоциативно связанных между собой эпизодов. Сюжет как последовательный ряд решений и поступков в «Драматической песне» отсутствует. События в спектакле воспринимаются через сознание Корчагина, в тех драматически острых сцеплениях, что вырвала из потока действительности его память.

Корчагин — лирический герой Островского. Когда для него перестанет существовать свет, сцена на несколько секунд погрузится в темноту и будут слышны только голоса актеров.

Корчагин — лирический герой эпохи. Образ его раскрывается на глазах зрителей. Каждое чувство человека, стремление и волевой порыв имеют свой ритм, свою «песню». И эти ритмы осязаемо воссоздаются в спектакле в наиболее близких уху сегодняшнего зрителя музыкальных транскрипциях.

…В последний раз, благословенным в отчаянии, в зените своей языческой вольности, возникнет цыганский танец в конце спектакля. С ожесточенностью взмахнет Корчагин руками, готовый превозмочь и физическую и душевную боль. И — рухнет, подсеченный на взлете.

Авторы

В ролях