Top.Mail.Ru
«Золото» в Московском Камерном театре | СМИ о Московском драматическом театре

Слишком часто театры уводят нашего зрителя в гостиницу Гольдони или в салоны Пристли. Слишком подолгу молчат наши драматурга.

Пьеса А. Филимонова и В. Дистлера, поставленная Московским Камерным театром, включена в репертуар многих театров Союза. Это вполне понятно. Зритель требует пьесы на советские темы. Он хочет увлечься судьбой близких ему людей, задуматься над вопросами, которые выдвигает наша повседневная жизнь.

Федор и Степан Потанины — герои «Золота» — люди крутого права, суровых и могучих характеров. Оба они таежники, прирожденные «золотничники», люди большой силы в практической сметки. Они крепко любят друг друга, во вместе им тесно в старательской артели, и они расходятся после первой же ссоры: сын уходит на государственный рудник, где становится отличным забойщиком. Степан — центральный образ пьесы. В нем раскрывается тема становления нового человека, в условиях социалистических, индустриальных форм труда, которые в пьесе противопоставлены кустарщине.

Уход Степана из старательской артели авторы мотивируют не простой ссорой загулявших «золотничников». Степан предлагает техническое нововведение в артели, на что отец отвечает отказом. Таким образом переход Степана на государственный рудник и все дальнейшие его поступки логически подготовлены. К сожалению, в пьесе недостаточно полно показано, как растет Степан, как он становятся вожаком «потанинцев». Одна эффектно сделанная сцена в шахте, где Степан сразу, без всякой подготовки, проявляет себя передовым стахановцем,— неубедительна.

Как известно, пьеса «Золото» - сценический вариант киносценария. Точно так же как любая, даже самая искусная инсценировка романа или повести не в силах передать всей полноты произведения, так и пьеса, написанная, по сценарию, беднее оригинала. И все же, касаясь эпизода в шахте, нам представляется, что театр имел возможность сильнее, ярче показать Степана, как будущего вожака нового движения, т. е. так, как это решено в сценарии. Там поиски потерянной жилы разгораются в соревнование между Степаном и молодым инженером Галиной Полевой. За проходом штреков жадно следит весь коллектив рудника, в результате золотоносную жилу нашла Галина. Самолюбие Степана задето, и он еще упорнее добивается лучших результатов в работе. У него рождаются новые идеи, и они становятся достоянием всего коллектива. Насколько все это было бы интереснее и для характеристики самой Галины Полевой! В пьесе этот образ статичен — он развивается вне основного действия основного конфликта и часто носит подсобный, объяснительный характер. В дидактический образ, предложенный авторами, не сумела вдохнуть живой жизни и артистка В. Беленькая. В пьесе недостаточно ярко представлен коллектив рабочих государственного рудника. Слишком незначительна фигура Саломатина (арт. П. Максимов), и в результате наиболее колоритным представителем рабочей среды после Степана становится проходимец Щербак. В спектакле в исполнении арт. Л. Белогорцева Щербак как две капли воды похож на Погодинского Костю-капитана. Новых красок для своего героя актер не нашел, хотя природа этих двух характеров глубоко различна.

Не удался ни авторам, ни театру образ главного инженера прииска «Тихий» Кольцеватова. Сколько таких безликих «инженеров» прошло перед зрителями в наших пьесах! Авторы, а вместе с ними и артист Г. Петровский не прибавили инженеру Кольцеватову ничего нового. Зато интересно решен и авторски, и актерски директор прииска Зимин (арт. В. Новиков) Это настоящий воспитатель, душевный и умный. С удивительным тактом борется он с анархическими настроениями Степана. И когда Зимин как будто без достаточно видимых оснований защищает Степана от обвинения его в краже золота, когда Зимин в силу неудачно сложившихся для Степана обстоятельств отпускает его с рудника, у зрителя не возникает ни на минуту сомнения в правильности поступков директора. Зимин обладает настоящей прозорливостью. Зритель любит этого скупого на слова и движения человека с первого же появления его на сцене. Образ большевика Зимина в исполнении В. Новикова — большая актерская удача.

Авторы в своей пьесе снимают романтические покровы, которые во многих произведениях скрывают истинную сущность «золотничников». Больше того, авторы иронизируют над «романтикой» искателей «золотишка», вводя в состав артели смешную фигуру — бывшего актера, декламирующего в тайге монологи из когда-то игранных им ролей. Каждый из участников артели наделен индивидуальный характером, и наиболее интересным является характер старика Федора Потанина.

Мы видели обоях исполнителей этой роли - С.Ценина и В. Черневского. В игре обоих актеров чувствуется настоящее увлечение.

Но вот Степан — таежник, широкая натура, рабочий-стахановец, - такого Степана в игре артиста П. Аржанова мы не увидели. Аржанов превращает Степана, то в опереточного любовника, то в какого-то гамлетизированного героя. Вместо настоящей страстности Степана - актерская вялость.

Значительно проще по внешнему облику и сложнее по внутреннему рисунку другой исполнитель роли Степана - Б. Терентьев. В буйном и строптивом характере своего героя актер отыскал чер ты хорошей человеческой скромности, и это больше, чем все остальное, объясняет, как и почему Степан осознал себя членом трудового коллектива.

Полную драматизма роль Нюрки, девушки из тайги, играет арт. А. Имберг. Иногда в её исполнении элементы внешнего рисунка заслоняют внутренний мир героини. Но в целом образ Нюрки — одна из наиболее удачных работ Л. Имберг. Среди исполнителей эпизодических ролей запоминается артист Г. Бударов (старатель Прохор), который играет с подлинным юмором и непосредственностью.

Материал пьесы мог увлечь режиссера в сторону экзотики и романтики джеклондоновского Клондайка. Этого избежал постановщик спектакля А. Таиров, передавший в спектакле романтику социалистического отношения людей к труду. Интересно решены режиссерски первая картина,— ссора отца о сыном — и четвертая, завершенная мизансценой на карусели (одиночество Нюрки). Однако при всех этих качествах режиссуры ей мешает чрезмерное увлечение внешними изобразительными средствами (особенно «игра» светом) в ущерб полноте психологических характеристик актерских образов.

Превосходную музыку для «Золота» написал композитор Ю. Бирюков. Особенно запоминается лейтмотив старика Потанина, возникающий как далекая и могучая песня тайги.

Художникам Е. Коваленко и В. Кривошеиной удалось передать атмосферу тайги и обстановку рудника. Непонятно только, как художники могли допустить, чтобы проплывали «всамделишные» облака при наличии на сцене на первом плане условных камней, а на заднем - декоративного панно, обрамленного черными плоскостями.

При всех значительных недостатках спектакля «Золото», постановка этой пьесы молодых советских драматургов - несомненно положительный факт в творческой жизни Камерного театра.