Женщина и сцена
(Случайные мысли по поводу постановки «Федры» Камерным театром в день 250-летнего юбилея русского театра).
С 1672 года русский театр стал быть. С большими перерывами, исподволь, он пробивался в толщу русской жизни, чужими, иноземными руками прокладывал пути и вот вышел на широкую мировую дорогу.
30-го октября, по новому стилю, мы праздновали двухсот пятидесятилетие его бытия. И лучшей, достойнейшей и кажется, единственной, данью этому дню была постановка «Федры» Камерным театром.
А. Я. Таиров указал на мотивы постановки: «Федра» — трагедия, а трагедия почиталась высшим родом театрального искусства, оселком, на котором испытывалось дарование актёра и поэта. К тому же «Федра» создана Расином в ту же эпоху, когда зачался русский театр.
На мой взгляд, это только внешние и мало убедительные причины.
Для меня постановка «Федры», в день юбилея театра, имеет большее значение. Она связана с торжеством женщины — артистки в искусстве театра. Ибо в день, когда впервые началось театральное действо — женщина обрела самый блистательный способ в полной мере раскрыть свою душу.
Театр первый не только сделал женщину свободной, но и вознёс её на гребень славы. И Федра явилась самой женской из всех ролей, предложенных артистке поэтами. Ничто мужское не привносится в её страдания, и она влачит их за собою, как тяжёлую пурпурную мантию, которую никто не осмелится сорвать с неё, потому что и в страданиях своих она царица.
В знаменательный день юбилея русского театра, — русская актриса Коонен вновь раскрыла перед нами до дна то вечно женское, что явно стало для нас только благодаря театру.