Юбилейный портрет трагедии
Московский Камерный театр появился на свет 100 лет назад, в декабре 1914 года, и перестал существовать 35 лет спустя, в 1949-м. В отличие от Мейерхольда, уничтоженного гораздо раньше и почти одновременно со своим театром, Камерный театр и его создатель Александр Таиров не оставили после себя ни традиции, ни школы: закрытый театр в самом деле исчез, надолго став достоянием научного театроведения. В юбилейные дни историю Камерного театра возвращают публике в несколько приемов
Празднование 100-летия Камерного театра
прошло под знаком архива, в хорошем смысле этого слова. Главный режиссер
Театра имени Пушкина Евгений Писарев вместе со всей труппой показали
очень эмоциональный спектакль-посвящение "Камерный театр. 100 лет".
Пьеса, написанная драматургом Еленой Греминой, объединила документальный
материал и эпизоды из спектаклей Камерного театра. Весомости — и
красочности — юбилею добавили историки театра, а это уже очень давно
перестало быть чем-то привычным. Составители пятого выпуска театрального
альманаха "Мнемозина" отдали значительную его часть архивным материалам
о Камерном театре. В частности, здесь есть уникальная публикация части
дневников спутницы жизни Александра Таирова, примы его театра Алисы
Коонен,— а также переписка обоих. А Театральный музей им. А.А. Бахрушина
подготовил и выпустил грандиозный, многокилограммовый, исчерпывающе
комментированный каталог-резоне "Камерный театр и его художники", в
котором собраны все эскизы декораций и костюмов Камерного театра,
хранящиеся в музее. Как бы странно это ни звучало, но все это вместе —
научно-художественный каталог, архивные публикации, документальный
спектакль — складывается в довольно подробную юбилейную картину. Которая
напоминает нам о том, что за явление художественной жизни практически
бесследно исчезло в Москве в 1949 году.
"Немецкий театр по сравнению с этим русским выглядит как тряпье рядом с кружевом, словно тюремный двор рядом с парком <...>",— пишет франкфуртский критик в мае 1925 года, во время гастролей Камерного театра. Критик не одинок: Европу театр Таирова поражал — может быть, даже больше, чем соотечественников. Александр Таиров придумал, разработал, сконструировал — и отстоял — театр, основанный на реминисценциях античности: трагический пафос, скульптурная пластика, отточенная декламация. Но, будучи человеком экстремальных жанров, человеком трагедии, мистерии и балагана, Таиров не интересовался историческими реконструкциями, "античная" актерская техника в его спектаклях рождалась из слияния дальней, умершей традиции с самым радикальным художественным сознанием современности. Список сценографов Камерного театра можно без натяжек назвать перечнем самых громких имен русского авангардного искусства. Собственно, поэтому название каталога "Камерный театр и его художники" — название программное, и музей недаром позаимствовал его у легендарного юбилейного издания 1934 года с предисловием Абрама Эфроса, начинающемся словами "История Камерного театра — это история моего поколения". Вадим Рындин, Александра Экстер, Аристарх Лентулов, Павел Кузнецов, Наталья Гончарова, Александр Веснин, Виктор Симов, братья Стенберги, Роберт Фальк, Георгий Якулов, Владимир Татлин — конечно, всех этих людей звали не просто для того, чтобы делать эскизы декораций и костюмов; с их помощью Александр Таиров переиначивал традиционное сценическое пространство, а вместе с ним и театр как таковой — в рамках одной отдельно взятой сцены. Будь то "Федра" Расина, "Трехгрошовая опера" Брехта или "Оптимистическая трагедия" Вишневского — цвета, линии, плоскости и объемы рассказывали в этих постановках свою, совершенно особенную историю.
На протяжении
трех с половиной десятилетий Камерный театр со своей эстетической
программой оставался впечатляющим маргиналом, диковиной в контексте как
"исконно" русского, так и раннего советского театра, при всей его
пестроте. Маргинальность эта закономерно расцвела в 20-е годы и
подверглась нападкам, но выжила в 30-е. Конец Камерного театра
обозначился тогда же, когда пришел черед борьбы с "одной
антипатриотической группой театральных критиков" и вообще с "безродными
космополитами". Жанровые крайности, художественный радикализм и отказ от
соцреалистического жизнеподобия — эстетические разногласия с советской
властью к 1949 году стали непреодолимыми. Создателей Камерного театра не
репрессировали, просто "сдали в архив" вместе с делом всей их жизни. К
100-летнему юбилею архивы щедро открылись — теперь можно грустно
порадоваться увиденному богатству.