Как ни странно, детектив является не слишком частым гостем на наших сценах — если мы говорим о чистом детективе, а не о комедии, которая использует какие-то детективные ходы, но по сути является все же комедией.

В театре им. Пушкина идут два спектакля в жанре детектива, причем английского. Это «Мышеловка» Агаты Кристи и «Инспектор пришел» Джона Бойнтона Пристли. Оба поставлены в классической добротной манере, которая лично мне чем-то напомнила советские детективные фильмы, снятые по той же Кристи и тому же Пристли. В обоих играют известные публике актеры этого театра — Андрей Сухов, Ирина Бякова, Антон Феоктистов и другие (разумеется, составы не совпадают, и, например, Владимира Майзингера можно увидеть только в «Инспекторе»). Художником спектакля «Инспектор пришел» является Максим Обрезков, который для изображения богатого дома придумал стильные декорации и создал впечатляющие костюмы.

Хотя оба спектакля основаны на детективах золотого века, различие между авторами все же бросается в глаза. Агата Кристи была непревзойденным мастером чистого жанра, она писала детектив ради детектива. У нее есть загадка — кто и почему убивает одного за другим людей, связанных с неприглядной давней историей, о которой все вроде бы успели забыть, — есть отгадка, есть предыстория, и все по-человечески понятно. О Пристли можно сказать, что он использует жанр, чтобы высказаться на важные для него темы. Бедная девушка покончила с собой, потому что оказалась пушинкой в мире недобрых богатых людей — или по другим причинам? Или все это неправда, а дело совсем в другом?

Еще один чисто английский детектив на нашей сцене — «И никого не стало» в театре Олега Табакова. Поклонники Агаты Кристи уже догадались, что это знаменитые «Десять негритят», павшие жертвой политкорректности и превратившиеся в индейцев. Десять человек приехали на остров в гости к незнакомцу, которого каждый из них считает своим знакомым, а оказалось, что они приехали в гости к смерти.

Если сравнивать пьесу с романом, то Агата Кристи иначе расставила некоторые акценты и изменила финал. Стилистически спектакль Владимира Машкова чем-то напоминает не советские фильмы, а, пожалуй, голливудские — стрельба, драйв, яркие танцевальные номера «индейцев», вечерние платья, скульптуры Рукавишникова и общая атмосфера. В главных ролях Евгений Миллер, Константин Лавроненко и Сергей Угрюмов.