Ребёнок может выстроить из подушек и одеял крепость, которая более неприступна в его воображении, чем любое из настоящих укреплений. На сцене театра Пушкина Евгений Писарев выстроил целый мир из сатиновых простыней, элегантных кружевных нарядов, стальных клинков шпаг и горе-романтиков. Мир «Влюбленного Шекспира», впервые показанного в России в мае, фантасмагоричен и декадентен. Он парит по милости фантазии режиссера, при этом крепко держась за драматургию.

Уилл Шекспир влюблён. Отчаянно желая завоевать расположение Виолы де Лессепс и закончить свою первую великую работу, он становится автором своей собственной личной драмы: борьбы за любовь, которая, он знает, обречена. Спектакль «Влюблённый Шекспир» крутится между комедией и трагедией как подброшенная монетка, которая поворачивается в воздухе то орлом, то решкой, пока не упадет на ребро, не отдав предпочтение никакой из сторон, но показывая обе.

Таисия Вилкова играет Виолу с такой честносью и напором в своем желании любви, в своей любви к театру, что на руках волосы дыбом встают. Ее монологи о любви убедительнее некоторых свадеб, на которых мне приходилось бывать. Андрей Кузичев в роли Кристофера Марло приковывает все внимание к себе, когда он на сцене, он воплощение щегольства, остроумия и ума, и его ироничные реплики выверены с точностью до микросекунды. Роль Шекспира играют по очереди Дмитрий Власкин и Кирилл Чернышенко, оба молодые талантливые люди героического сложения и блестяще владеющие фехтованием.

В школах и театрах по всему миру учителя и режиссеры из лучших побуждений пытаются поместить Шекспира в «его контекст»: чума, пожары, человеческие останки на улицах, и поступая так упускают из виду, что сам Шекспир построил карьеру на волшебстве и романтике царящих в удаленных уголках. Лондонцы шли в театр, чтобы стоя несколько часов помечтать, и не было более великого мечтателя ни тогда, ни с тех пор. Он выдумывал ведьм, приведения, кораблекрушения, принцев и враждующие семьи. Историки задаются вопросами, бывал ли Шекспир хоть раз в Италии, на улицах которой разворачивается действия многих его пьес. Ответ, конечно же, нет. Место действия каждой из его историй: комедии, трагедии или хроники – это не реальный город, а воображаемый. Когда Уилл во «Влюбленном Шекпире» объявляет, что новая пьеса будет в Вероне, друг его вопрошает: «Опять Верона?» Снова Верона, всегда Верона.

Том Стоппард и Ли Холл написали пьесу, которую бы Шекспир сам про себя написал: пиршество воображения и все такое. Писарев и его творческая команда, включая сценографа Зиновия Марголина и художника по костюмам Викторию Севрюкову дали ей дом, который она заслуживает. Роскошный мир вращающихся декораций и ослепительных костюмов, немытых мужчин в женских платьях и неожиданно вспыхивающих драк на шпагах. Этот мир элегантен, избыточен, нереалистичен и безупречен.