«Вишневый сад» - Чехов нам в помощь
Режиссер Владимир Мирзоев Чехова поставил на русской сцене впервые, но его авторство узнаваемо с первых же минут
При том даже, что здесь нет такой уж сочной буффонады (нет - и не надо), как нет здесь и ее «носителя», постоянной звезды режиссера, актера Максима Суханова. Но вместо него – целое созвездие: Виктория Исакова (совершенно прекрасная и очень сегодняшняя Раневская), Максим Виторган (ее безвольно-обаятельный брат Гаев), Александр Петров из театра им. Ермоловой (молодой, влюбленный и восторженный Лопахин), Михаил Жигалов (совсем не дряхлый Фирс, такого в шкафу не очень-то забудешь), Таисия Вилкова и Анна Кармакова (дочери Раневской). Но самый главный герой – это чеховский «многоуважаемый шкап». Опрокинутый, он тут – вся сцена. В центре торчит тяжелая крестовина – эта опора для гигантской книжной полки потом покажется виселицей. Фирменная эксцентрика режиссера проявится ближе ко второму акту, но вызовет совсем не смех. Владимир Мирзоев еще до премьеры всех предупредил, что будет мрачно: сказал, что это «пьеса обвала» и мы внутри потока, «летящего с обрыва вниз». И не обманул. Очень грустный получился «Вишневый сад». Хотя надежду при желании все же можно разглядеть. Да, в финале небесно-голубое пространство задника сжимается до черного «ничто», но ведь никто так и не уехал. Страна над пропастью, но и в Париже нас не ждут (там еще тех, столетней давности, наших Раневских хватило), и все же можно еще удержаться, мы как-то балансируем, что-то меняется, найдется еще опора - и Чехов, кстати, тут нам в помощь.
Но и жизнерадостной силы в спектакле Мирзоева много, как и всегда. Все, собственно, начнется с эротической сцены. Лопахин без лишних проволочек займется сексом с Дуняшей. А почему бы и нет? Девчонка расцвела, а сокровенные мечты, они когда еще сбудутся… Здешний Лопахин очень удачлив, но совсем не циничен. Гаев только слегка озабочен семейными долгами и безденежьем, катая на спине Аню и Варю. Фирс, крепкий, большой и заботливый – он совсем не вызывает слезной жалости. Раневская – весела до последних минут - правда, это такого сорта веселье, которое бывает «у бездны на краю». И судя по всему, эту бездну всем организует бесштанный студент Петя – в трусах и кожаной куртке (скорее комиссарской, чем рокерской), он четко говорит Ане свои виды на жизнь. Там есть «энергетическая» сцена на пляже, с танцами и музыкой (и то, и другое в спектакле прекрасно), но она так тревожна – почти так же, как фокусы рыжей клоунессы Шарлотты Ивановны (Вера Воронкова). Шарлотта то водит за ручку погибшего сына Раневской, сходящей с ума (и она и мы видим двух мальчиков), то «наколдовывает» всем капельницы. Что идет им в вены – яд, нефть, опиум, новая кровь? Что-то, что отдалит конец.
Cказать, что «Вишневый сад» Мирзоева насыщен смыслами и параллелями – это ничего не сказать. Художник реагирует точно:
- Как правило, я выбираю пьесу, которая начинает „тикать“, вибрировать в унисон с музыкой времени. Почему старый добрый „Вишневый сад“ опять завибрировал — здесь и сейчас?..
Мы, оглядываясь, видим лишь руины, как писал поэт? Или что-то стоящее возникнет на месте в очередной раз перерождающегося «Вишневого сада»?