Top.Mail.Ru
Виктория Севрюкова: «Я делаю кожу для артиста» | СМИ о Московском драматическом театре

25 декабря в театре им.Пушкина покажут спектакль-посвящение, приуроченный к столетию Камерного театра. Для него художник по костюмам Виктория Севрюкова создала уникальные костюмы. Выполненные из бумаги, они представляют собой «фантазию на тему» облачений актеров из разных спектаклей Камерного театра начала прошлого века.

Виктория Севрюкова родилась в Киеве, закончила Школу-студию им. Немировича-Данченко при МХАТ им.Горького по специальности художник-технолог сцены, в 1992 году была принята в Союз Театральных деятелей России. Сегодня является главным художником по костюмам сразу в нескольких театрах столицы (в том числе МХАТ и Театр им.Пушкина), а также читает лекции за рубежом, создает костюмы для кинофильмов, консультирует режиссеров и ведет свой курс в ГИТИСе по специальности «художник по костюму». За 31 год творческой деятельности Виктория Севрюкова работала над 400 спектаклями в различных театрах в России и Зарубежом и создала более 10 тысяч костюмов, каждый из которых существует в единственном экземпляре.

Накануне премьеры спектакля-посвящения, корреспондент TeatrALL встретился с Викторией Севрюковой, чтобы поговорить о ее новой работе в театре им.Пушкина, с которым она сотрудничает вот уже много лет (например, в спектаклях «Рождество О.Генри», «Таланты и покойники», «Одолжите тенора» и других). В этот раз перед Викторией Севрюковой была поставлена задача не реконструировать костюмы Камерного театра по старинным фотографиям и афишам, а восстановить в костюмах его легендарную историю:

«Они не претендуют на то, чтобы стать слепком или копией, - рассказывает Виктория Севрюкова, - это абсолютная фантазия на тему. Костюмы Камерного театра были такие совершенные, абсолютно экстравагантные, авангардные, что ни в Советском союзе, ни в мире в то время не было ничего подобного по смелости театрального эксперимента. И сегодня именно технология крафта и проволочных каркасов позволила нам в какой-то степени приблизиться к ним».

Все костюмы на 70% выполнены вручную. Это настоящий от кутюр. Для их создания сначала на каждого актера сажали по фигуре бязевую основу, затем выкраивали с утюгом форму из крафта, предварительно замоченного в специальном растворе, чтобы он принимал форму тела, держал складки. Затем украшали их с помощью техники декупажа, кружевами (тонированными в цвет крафта, чтобы создавалось ощущение, будто кружево проступает из бумаги) и даже укрывной сеткой для садоводов, похожей на тюль.

«Есть целое направление в моде с бумажными костюмами, но нигде актеры не играют в них на сцене. Бумага позволяет остро мыслить. И чтобы мыслить также остро, как некогда в Камерном театре, я и решила обратиться к бумаге. Технологически это довольно сложная кропотливая история, потому что это все - ручное делание и технику придумали мы сами. Зато теперь эти бумажные костюмы могут эксплуатироваться наравне с обычными и готовы на многое».

Для декупажа использовали салфетки и напечатанные на рисовой бумаге фрагменты, а клейстер варили вручную.

«Почему основой был выбран крафт? Крафт – это материал художников, его можно смять, придавать любые складки (в ткани этого добиться практически невозможно), а потом, просто полив из пульверизатора, можно ее размягчить настолько, что бумага станет похожей на шагреневую кожу. Это мы и будем делать за кулисами во время спектакля».

Бумага, по мнению Виктории Севрюковой, - прекрасная метафора мимолетности. Как любой спектакль, который практически не живет, костюмы из бумаги эфемерны. Их практически нет, потому что их можно поджечь, смять, уничтожить мгновенно... Так недолго прожили и легендарные спектакли Камерного театра, известного на весь мир, и талант Александра Таирова и его жены Алисы Коонен.

«Мне было очень важно не подвести театр Пушкина, который героически, самоотверженно и с наслаждением делает этот спектакль. Еще более важно мне было не подвести сам Камерный театр, потому что сделать что-то хуже, неправильно, не так, как хотели бы Таиров и Коонен - было бы преступлением».

Стоит заметить, что над спектаклями Камерного театра работали самые яркие и всемирно знаменитые представители экспериментального направления в искусстве того времени: художники Александра Экстер, Вера Мухина, братья Леснины, Наталья Гончарова и многие другие. Решающее слово при выборе художника по костюму было за Алисой Коонен.

«Больше всего мне не хотелось подвести именно Алису Коонен, которая обладала безупречным вкусом и очень любила меняться. Я испытываю к ней какие-то родственные чувства, и мне ни в коем случае не хотелось бы ее как актрису чем-то обидеть или сделать недостойные ее костюмы. Я в какой-то степени делаю эти костюмы для Коонен и Таирова, двух гениальных людей в истории российского театра».

Такой вдумчивые подход, поиск метафор, работа с энергетикой истории – отличительная особенность работы Виктории Севрюковой. За какой период сценического времени, за какую бы драму она ни взялась, каждый ее костюм – продолжение основной идеи режиссера и атмосферы всей постановки.

«Я работаю в очень тесном контакте с артистами и понимаю, что плохой костюм - некрасиво, бездушно, неталантливо сшитый - не позволит актеру сыграть гениально. Если у него криво пришита пуговица, он всегда будет ее видеть и отвлекаться. Дешевая синтетика, которая «стреляет», будет мешать ему перевоплощаться. Я делаю кожу для артиста. Это очень серьезная работа: ту часть закулисной жизни, которую костюмы проходят, они должны пройти очень достойно, и тогда на сцене они играют свою особенную роль. Если они сливаются с артистами, то получаются спектакли, за которые мне не стыдно».

Создание костюма, по мнению Виктории Севрюковой, - это во многом коллективное творчество, и чтобы рожденный в уме образ был идеально воплощен в жизнь, для этого нужны не менее вдохновленные мастера:

«В театре имени Пушкина есть замечательный цех, где работают потрясающие люди со вкусом, талантливыми руками и светлыми головами, очень верные и достойные хорошего театра. В создании этих костюмов мне также помогали мои студенты из ГИТИСа, еще дети, которых я набрала на курс «художника по костюму» в этом году. Мне было важно, чтобы первое погружение учеников в профессию состоялось на таком потрясающем живом примере, как костюмы Камерного театра. Поэтому тут энергии много, хорошей, светлой, задорной, молодой и прекрасной».

За последние четыре месяца Виктория Севрюкова создала костюмы для шести спектаклей, а впереди у нее непочатый край работы, и заказы распланированы на год вперед. Руководители и режиссеры ценят Викторию Севрюкову за талант, ответственность и волшебный дар вкладывать в каждый проект всю свою душу:

«Очень важно, какой энергией пропитывается костюм с самого начала: не только на уровне эскизов, но и на уровне тех рук, сердец и эмоций, которые вкладывают в это люди, которые их шьют: портные, закройщики, сапожники, костюмеры. Вот в театре Пушкина есть все, чтобы я передавала их в хорошие руки, и замечательные актеры, поэтому процесс приятный, результат хороший и наслаждения - выше крыши».