Top.Mail.Ru
В БАГРОВЫХ ТОНАХ | СМИ о Московском драматическом театре

В последние годы в московских драматических театрах набирает силу тенденция ставить спектакли без слов, построенные на хореографии и пантомиме. Возможно одной из причин этого стал успех хореографических спектаклей, созданных завсегдатаями московских чеховских фестивалей Мэтью Боурном, Филиппом Жанти и другими. Так или иначе, каждая постановка и отечественных режиссеров-хореографов также пользуется популярностью как у прессы, так и у зрителей.

Сергей Землянский не может пожаловаться на отсутствие внимания к его спектаклям. С успехом прошли и «Материнское поле», и «Дама с камелиями» в Театре имени Пушкина. Неудивительно, что большие ожидания сопровождали и его новую постановку в том же театре, да еще на выигрышную тему, основанную на жизнеописании главной национальной героини Франции.

Спектакль «Жанна д’Арк» создан по мотивам пьесы Бернарда Шоу «Святая Иоанна». Действительно, сюжетные мотивы следуют произведению выдающегося английского драматурга и воссоздают путь героини через первые победы и триумфы к скорбному финалу — аресту, суду инквизиции и казни на костре. Однако социально-философский смысл, содержащийся в пьесе Б. Шоу и разъясненный им в большом предисловии (а также в одной из последних реплик героини: «О Боже, ты создал эту прекрасную землю, но когда же станет она достойна принять твоих святых?»), остался «за кадром».

Что же «в кадре»? Эффектные массовые сцены, показывающие, как юная сельская девушка Жанна (Анастасия Панина) возглавила войска в освободительной войне. Ее веру и энтузиазм поддерживают не только сподвижники во главе с полководцем Дюнуа (Кирилл Каленов), но и постоянно слышащиеся ей голоса святых Маргариты и Катерины (обобщенный образ Голосов воплощает Анна Кармакова).

Надо отдать должное художникам: сценография и костюмы Максима Обрезкова и световое решение Александра Сиваева создают монументальные батальные картины, стилизованные под наши представления о средневековом мире. Похожи на подлинные музейные экспонаты различные виды оружия (копья, мечи) и прочих орудий (например, вроде огромной кочерги), назначение которых не всегда и понятно.

Несколько смущает симметричность декораций, но зато ограниченность сцены преодолевается в сценах боев с помощью многочисленных лестниц, уносящих исполнителей ввысь и как будто вдаль, что добавляет действию движения и динамики.

Эффектно смотрятся изображения бесчисленных толп в масках или остроконечных головных уборах, надвинутых на глаза. Эти капюшоны, привычные для традиционных католических обрядов, острее подчеркивают противостояние героини, с одной стороны, и сил мракобесия и невежества — с другой.

Хотя Бернард Шоу и называл свою пьесу «трагедией без злодеев», в хореографической постановке все же четко показано, что погубили героиню «отрицательные» персонажи — предатели и неправедные судьи.

Правда, торжественность и длительность процедуры облачения Инквизитора (Владимир Григорьев) в багряные одежды как будто подсказывает, что суд над Жанной и его решение были не деяниями отдельных личностей — злоумышленников, завистников или врагов, а результатом неприятия ее образа жизни всей косной системой устройства общества.

К выигрышным особенностям постановки С. Землянского следует отнести броские детали, особенно в воплощении заглавной роли: вот Жанна получает меч от своей покровительницы, а вот она возлагает корону на голову дофина Карла (Артем Ешкин). Вот она на коне величаво спускается на сцену, чтобы вести за собой войска к победе (образ как будто сошел с известного золоченого памятника на одной из центральных площадей Парижа). В финале героиня ломает гусиное перо, отказываясь подписать требуемое от нее отречение, которое заменило бы казнь на пожизненное заключение. Она с гордо поднятой головой шагает в костер (изображаемый в спектакле прозрачным развевающимся алым полотном).

В визуальном образе спектакля преобладают три цвета — темно-серый (солдаты и другие военные, монахи в капюшонах, декорации, огромные полотнища знамен), красный (облачение Инквизитора, костер) и белый (одежда Жанны и Голосов). Порой в руке Жанны мелькает кусочек голубой ткани, подчеркивающий ее отличие от прочих персонажей, от «фона».

В целом художественное оформление выглядит очень эффектным. Музыка, по словам композитора Павла Акимкина в одном из его выступлений в прессе, испытала влияние музыкального сопровождения к знаменитому немому фильму Карла Дрейера «Страсти Жанны д’Арк» (где играл, в частности, создатель «театра жестокости» Антонен Арто). Однако выдержана она в ритме современной рок-музыки и звучит жестче, правда, порой смягчаясь красивыми старинными песнопениями.

На наш взгляд, спектакль, основанный на прекрасном драматургическом материале, даже после отказа от слов, за счет яркой театральности способен произвести значительное художественное воздействие на зрителей.