Новый 71-й сезон театра имени Пушкина открылся постановкой по пьесе Пьера Карле де Мариво «Ложные признания». Ее премьера должна была состояться еще в апреле, но мировая пандемия внесла коррективы в театральные планы. Зато, как признался режиссер спектакля и художественный руководитель театра Евгений Писарев, за 5 месяцев ограничений, изоляций и карантинных мер заставили его взглянуть на эту работу под другим углом и внести в нее ряд кардинальных изменений.

Практически неизменный текст Мариво, несколько лишенный излишних витиеватостей, характерных середине XVII века, когда пьеса была написана, звучит и сейчас совершенно современно. Создатели перенесли действие в условно наше время. Осовременили внешний вид героев, вручили им современные гаджеты типа смартфона, ноутбука и стиральной машины, но оставили переживать ту же классическую ситуацию. Состоятельная и привлекательная вдова Араминта (Виктория Исакова) нанимает молодого секретаря Доранта (Федор Левин). Он беден и не имеет впечатляющей родословной, но хочет добиться любви своего босса. Мать героини, госпожа Аргант (Вера Алентова), желает брака дочери со знатным графом Доримоном (Андрей Сухов), дядя Доранта, господин Реми (Борис Дьяченко), мечтает женить того на компаньонке Араминты Мартон (Анна Бегунова). Личный помощник Арманты Дюбуа (Андрей Заводюк), раньше служивший у Доранта, всячески помогает молодому красавцу-секретарю добиться его целей, по неким своим причинам.

Все герои постоянно совершают друг другу какие-то признания, рассказывают какие-то секреты, выдают чужие тайны. Правдивые или ложные? Остается на усмотрение зрителя. Однако все эти изящные словоплетения и изысканные интриги остаются увлекательным фоном, на котором красной, или скорее цвета фуксии, как платье главной героини в финальной сцене, нитью проходит история возникновения любви. Виктория Исакова показывает, как она возникает в ее героине очень осторожно, намеками и полутонами, за которыми, как всегда в игре этой прекрасной актрисы, чувствуется больше смыслов, чем ловишь на первый взгляд. Красавец Дорант Федора Левина, о его невообразимой привлекательности неоднократно напоминают персонажи пьесы, прекрасный фон и триггер для возникновения этого чувства. Он молод (всего двадцать два!!), честен, предан своей любви и вроде как профессионален. И, конечно, способен добиться поставленной цели. Легко и непринужденно обыгрывая даже такого «тяжеловоза» светских интриг, как мать Араминты. Вера Алентова, для которой этот сезон в театре Пушкина юбилейный 55-й, в этой роли-камео, прекрасна и основательна. Впервые появляясь на сцене в спортивном костюме, усыпанном логотипами премиального фэшн-бренда, на беговой дороже, пилящая контент в инстаграм, сразу дает понять, кто в доме хозяин. Однако, юноша оказывается только с виду таким бесхитростным. Идет он к своей цели, уверенно и хитро, невзирая на брендовую одежду патриархов сцены.

Действие пьесы разворачивается спокойно и довольно размеренно. Динамике постановке придают вставные экспрессивные танцевальные номера в стиле модерн, в одном из которых даже пикантно видна обнаженная женская грудь. Комедией, как это было в первоисточнике, назвать ее трудно. Спектакль скорее ближе к экранизации «Ложных признаний» 2016 года, где в роли Араминты блистала Изабель Юппер, а ее любви добивался харизматичный Дюрант Луи Гаррель. У Писарева это скорее мелодрама. «Удивительно, что в ее классической комедийной структуре со всеми присущими жанру курьезными недоразумениями, есть тонкая психология. И еще, на мой взгляд, эта история – про нашу уязвимость, про беззащитность нашего сердца. Про то, что все внешние обстоятельства – общественный статус, возраст, деньги – так же как внутренние комплексы и страхи – лишь мнимая защита от любви», — говорит о своей работе Евгений Писарев.

Перед нами как раз и разворачивается картина того, как все эти внешние и внутренние барьеры один за другим у главной героини рушатся. Помимо тонкой актерской игры актрисы Исаковой, это подчеркивается даже костюмами ее персонажей. Брючная, строгая с убранными назад волосами в первой сцене и распустившая их по оголенной спине, обрамленной свободным платьем цвета фуксии, Араминта наглядно демонстрирует свою трансформацию и готовность любить.

Работу художника по костюмам и сценографию можно рассматривать и анализировать отдельно. Невероятно точно подобранный стиль каждого персонажа оттеняется трансформирующимся сценическими конструкциями четкого геометрического дизайна в лаконичном скандинавском стиле.

«Я разыскивал в человеческом сердце все разнообразные уголки, в которых может укрываться любовь, когда она боится показаться на свет, и каждая из моих комедий имеет задачу заставить ее выйти из такого сокровенного уголка», — писал Пьер Карле де Мариво. И зрителям предстоит убедиться, сможет ли новый спектакль Московского драматического театра имени Пушкина, выманить из их сердец любовь к нему так же искусно, как это сделал Дорант у Араминты.