Top.Mail.Ru
ТЕАТР ИМ. ПУШКИНА. КРАСАВЕЦ МУЖЧИНА | СМИ о Московском драматическом театре
О том, что сегодня гости театра Пушкина окажутся в модном клубе, громко намекает соответствующая музыка, доносящаяся со сцены. Стоит занавесу раскрыть свои объятия, как мы видим гламурно обставленный бархатной мебелью зал, подиум с go-go girls, бар с бесконечным выбором напитков и много, очень много неона. Посетители фешенебельного заведения, не выпускающие из рук айфоны, приходят сюда, чтобы в очередной раз пополнить контентом свои страницы в соцсетях. Задает ритм такому празднику жизни трек «Мир спасет красота» хип-хоп дуэта АИГЕЛ. Но центром притяжения взглядов является грандиозная статуя Давида. Скульптура Микеланджело, возвышающаяся над всеми остальными элементами сценографии, олицетворяет виновника этого праздника спектакля.

Имя помещика Аполлона Окоемова (Владимир Жеребцов/Дмитрий Власкин) грянуло буквально громом среди ясного неба: озарившийся светом Давид, словно глыба льда, оглушил треском, заставляя присутствующих дам затаить дыхание и изогнуться в карикатурных позах. Его приезд с волнением ожидает местное светское общество. Для них этот человек с говорящими ФИО – эталон мужской красоты, идеал. На самом же деле, за внешней оболочкой скрывается альфонс, промотавший за годы брака значительное приданое своей супруги Зои (Анна Бегунова/Анастасия Лебедева). Окоемов влезает в долги, из которых выбраться ему может помочь только безупречное лицо и природное обаяние. За время поездки в Москву он успевает влюбить в себя богатую вдову Сусанну Лундышеву (Анастасия Панина). Чтобы вновь жениться, Аполлону нужен развод, условием для которого является неверность жены. В успехе всего этого предприятия у героя сомнений нет, ведь Зоя до беспамятства любит «благоверного» и готова ему подыграть.

Появление Окоемова вызывает глубокие вздохи на авансцене и тихие смешки в зрительном зале (дежавю: а не видели ли мы его уже в одном из тв-шоу?). Перед нами настоящий модник: черный приталенный смокинг, меховой воротник, цилиндр, скрывающий копну шелковистых волос, которые герой будет при каждом удобном случае жеманно поправлять. Но не менее броский внешний вид и у остальных участников событий. В некоторых сценах костюмы балансируют на грани: постановочное соблазнение Олешунина (Сергей Миллер) превращается в целый перформанс. Образ хрупкой девушки и верной супруги вмиг рассеивается, когда «латексный заяц Playboy» Зоя «выплывает» из конструкции наподобие игрового автомата с плюшевыми игрушками.

Второстепенные персонажи не теряются на фоне основных. Это выражается не только в ярком оформлении их гламурных костюмов, но и в гротескной жестикуляции, манерности речи. Одной из самых колоритных героинь является Аполлинария Антоновна (Вера Воронкова), тетя Зои. Неспроста автор делает ее тезкой Окоемова. К унижению с мнимой изменой подвела племянницу именно эта женщина, внушая девушке, что красота – главный критерий в выборе спутника жизни. Что уж говорить, если в свои года тетушка находится в постоянных поисках «молодой крови». Искусство невероятного перевоплощения демонстрирует Лундышева Анастасии Паниной в сцене «проверки на вшивость» потенциального жениха Окоемова. От молодой красавицы не осталось и следа: под «скрипучую» «Toxic» на костылях вылезает из своего логова Оболдуева, напоминающая паучиху со страшными клыками.

Синтез современного антуража и классической пьесы XIX века осуществлен очень бережно по отношению к Островскому. Его авторский литературный язык сохранен в первозданном виде. На удивление, такой эксперимент от режиссера Данила Чащина не вызывает диссонанс. Лишь в очередной раз подтверждается актуальность драматургии Александра Николаевича более века спустя.

По закону жанра, в финале плохой герой Окоемов наказан, а женщины отомщены. Но так ли все однозначно? Мы наблюдаем, как Зоя, расставшаяся с нерадивым супругом, становится блогером и лайф-коучем для таких же обманутых женщин. Хладнокровно, сменив свое изящное платье на строгий костюм, она обращается к зрителям с феминистическим монологом (этот образ мы тоже видели на телеэкранах). «Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, жмите на колокольчик», – вот финальная реплика сильной и независимой женщины. Но затем все герои собираются как ни в чем не бывало на танцполе, их осыпает конфетти, неоновая подсветка не гаснет, а становится ярче. Шоу продолжается, и по-прежнему на фоне саркастически звучит «Мир спасет красота».