Top.Mail.Ru
Святая Иоанна в Московском Камерном | СМИ о Московском драматическом театре

Камерный театр переживает кривые.

Весь 1923/24 год— «Человек, который был Четвергом», «Гроза» и «Вавилонский Адвокат» — год уступок, шатаний и неудач.

Мучительное изживание старого эстетизма, отказ от своих путей, ошибки вместо достижений, поиски нового репертуара, изменения в составе труппы и наконец—уход Церетелли и Позоевой...

И вот открытие сезона — «Святая Иоанна»: хороший спектакль.

Пьеса Бернарда Шоу «Святая Иоанна» — как и все его остальные пьесы, не сценична. Пьеса не для сцены, а для чтения.

Идеологически «Святая Иоанна» очень интересная вещь. Это — политическая сатира на шовинизм и клерикализм современной Франции. В дни усиления культа святой Иоанны во Франции пьеса Шоу—пощёчина французскому империализму, шовинизму и клерикализму.

Шоу показал на фоне социально-экономических условий эпохи (совершенно марксистское понимание феодализма!) Жанну д'Арк — настоящую, историческую Жанну д‘Арк — не героиней Шиллера и не святой, а простой девушкой из народа.

Антирелигиозная и политическая сатира Шоу может произвести сенсацию, фурор за границей, но только не у нас. Нам, после размашистых плакатов и агиток против попов и богов, после антирелигиозной пропаганды «Безбожника», пьеса Шоу кажется наивной и пресной.

Драматургически «Святая Иоанна» — слабая и скучная пьеса. История Жанны д‘Арк рассказывается не сюжетно, а хронологически. Нет никакой интриги. Единственная драматургически сделанная шестая картина — осуждение и сожжение Иоанны — никак не связана со всеми предыдущими картинами.

Пьеса без полнокровных сценических образов, без мизансцен и без театральных эмоций: режиссёру и актёру нечего делать. У Шоу всегда парадокс и только парадокс. У него слово живёт самостоятельно, оно не связано с внешними движениями и театральными эмоциями героев.

В «Святой Иоанне» даже нет изумительных шоувских парадоксов: есть только вялые афоризмы. Просмотреть весь этот памфлет на сцене в течение 6—7—8 часов — тяжело, скучно. Режиссура всё-таки победила пьесу. Таиров поборол Шоу. Таиров прежде всего сократил «Святую Иоанну». Когда на генеральной репетиции, 20 октября, текст не был сильно сокращён и спектакль шёл 4 часа, был полный провал. Когда после премьеры 21 октября текст нескольких картин сокращён вдвое и спектакль идёт всего 3 часа, то получился — интересный спектакль. Но между пьесой и постановкой не было сродства.

10 лет Камерный театр искал свой изощрённый стиль, создал единую актёрскую технику пластического типа, выковал крепкий актёрский ансамбль, установил напевную музыкально-ритмическую манеру чтения.

И вдруг в «Святой Иоанне» резкий поворот: простота стиля, техники и режиссуры, актёр вместо ансамбля, мимическая игра актёров, разговорная читка, психологическое ведение диалога, историческая пьеса, драматург-материалист.

Остальное в постановке — монументальность, упрощение сценической площадки, усиление выразительности речи. Таиров не преодолел, а обошёл Шоу.

Сценическое оформление художников В. и Г. Стенбергов неудачно. Получилась не простота, а пустота сценической площадки; отход от всякого «театрального конструктивизма» и даже от «живописного конструктивизма» к старой декоративности, но к декоративности на основе нового материала — дерева. Была достигнута полная экономия выразительных средств (на сцене всего несколько готических столбов или только полукруг копий). Это очень острый лаконизм, но лаконизм не в театральном, а в чисто-живописном плане. Яркие сочные костюмы придворных выпадали из стиля суровой, мрачной готики всего сценического оформления спектакля: это не контраст, а ляпсус.

Таиров нашёл эмоционально насыщенные сценически образы. Актёры дали все, что могли. Образ Жанны д'Арк, созданный А. Коонен, — очень смелый по режиссёрскому толкованию и неожиданный по актёрской технике.

По Шоу Иоанна — простая девчонка из народа и девушка-солдат.

По Таирову в Иоанне — самое важное её мальчишество, её мальчишеские жесты. Она - не истеричка, слышащая голоса св. Екатерины и Маргариты. У ней военная походка, по-мужски, по-солдатски расставленные ноги, она по-солдатски бьёт себя ладошами по бёдрам. Но её грудной певучий голос, её напевные интонации актрисы классической трагедии не соответствовали внешнему рисунку роли — тут была какая-то раздвоенность образа. Впрочем, возможно, что эта раздвоенность необходима: Жанна д'Арк не только деревенская девчонка, но и вождь армии.

В. Соколов в роли «короля-чучела» блестяще играл свою постоянную маску дегенерата и идиота, которую он создал в «Синьоре Формике» (Капуцци) и в «Жирофле-Жирофля» (Болеро).Техника его игры проста, но восхитительна: неожиданная, комически сделанная интонация и глупо моргающие глаза. Только в сцене коронации он моментами «переигрывал».

Сильные, мощные фигуры Ценина, Фенина н Фердинандова в ролях рыцарей феодалов были сценогеничны: внешние, физические данные актёров соответствовали сценическим образам.

Много тонких штрихов режиссуры врезаются в память. В I акте рыцарь, в гневе опрокинув ногой табуретку, кричит Иоанне: «Садитесь!»

Очень хорошо сделан массовый хохот и визг дворян. В картине с уда были найдены настолько характерные маски и позы священников, что вспоминались лица на карикатурах Гогарта.

Итак: в общем интересный спектакль. В истории Камерного театра «Святая Иоанна» крупное событие, решительный поворот в сторону современности. Дальнейший путь Камерного театра не ясен: только желание идти вперёд.