Top.Mail.Ru
С ЛЮБИМЫМИ НЕ РАССТАВАЙТЕСЬ… | СМИ о Московском драматическом театре

Это режиссерский дебют Юлии Меньшовой. По собственному признанию, известная актриса и телеведущая давно мечтала попробовать себя в новом профессиональном качестве. Удачным поводом для осуществления этого намерения стал надвигающийся юбилей ее матери, Веры Алентовой, ведущей актрисы пушкинского театра.

Пьеса американского драматурга Альберта Гурнея «Любовные письма», номинированная в 1990 году на Пулитцеровскую премию, — облеченный в драматургическую форму роман в письмах, которые пишут друг другу с самого детства на протяжении всей жизни ее герои, Энди и Мелисса — эту роль играет Вера Алентова. Ее партнером стал Владимир Меньшов — выбор этот представляется разумным и совершенно логичным. Ведь кто, как не муж и жена, творческие и несомненно амбициозные люди, сумевшие сохранить свой брак в течение долгих лет, смогут лучше всего передать на сцене любовь своих героев, прошедшую испытание временем и пережившую значительные перемены в личностях самих персонажей пьесы.

В указаниях к пьесе драматург выразил пожелание, чтобы во время спектакля актеры, играющие Энди и Мелиссу, читая тексты писем, не смотрели бы друг на друга. Юлия Меньшова придумала свое режиссерское решение.

Сцену обрамляет стеллаж, заполненный самыми разнообразными предметами, иллюстрирующими этапы жизненного пути героев: здесь и детские игрушки, и висящие на плечиках кокетливые подростковые платья Мелиссы; на «половине» Энди — макет корабля (он служил на флоте); с другой стороны стеллажа — гипсовые бюсты (Мелисса во взрослой жизни стала скульптором). На заднике сцены, сначала изображающем вроде бы обычную кирпичную стену, по ходу действия образуется небольшая щель. И чем дальше расходятся жизненные пути героев, тем больше становится эта дыра, становящаяся со временем похожей на рваную зияющую рану.

Актеры играют своих персонажей, символически обозначая сменой детали костюма новый этап в жизни своего персонажа: восьмилетняя Мелисса в детском платьице преображается в ершистого подростка, надев кожаную куртку-косуху; затем она примеряет фартук домохозяйки, позднее переодевается в робу скульптора. Энди в исполнении Владимира Меньшова превращается к финалу спектакля в преуспевающего сенатора, облаченного в респектабельный классический костюм. Несмотря на условность костюмов и оформления сцены, чувства, звучащие между строк, абсолютно искренни, актеры ведут свои роли очень сдержанно, почти не интонируя, — ведь это не прямой диалог, а строчки писем, — но нередко можно почувствовать эмоциональное напряжение, в котором герои общаются друг с другом. Это представляется самым правильным подход к пьесе, где все самое главное читается между строк; здесь не нужны лишние режиссерские и актерские приемы.

Режиссер спектакля Юлия Меньшова говорит: «На мой взгляд, в нашей жизни нет ничего важнее конкретных людей. Работа, карьера, деньги — ничто, чепуха по сравнению с дружбой, любовью. Это все понимают, но моя задача, чтобы люди почувствовали это». Об этом получился спектакль, и зрители, прекрасно его принявшие, это, несомненно, почувствовали.

Хочется подчеркнуть, что каждый из членов этой творческой семьи проявил себя в этой работе как самостоятельная и значительная художественная величина. И равнозначное сочетание личной и творческой состоятельности — большая жизненная удача.