Режиссер Евгений Писарев: «У нас актеры антрепризы зачастую чувствуют себя изгоями»
В ближайшие длинные выходные, 6,7,8 марта, в Театре имени А.С.Пушкина состоится премьера спектакля «Босиком по парку» по пьесе Нила Саймона. Поставил ее режиссер Евгений Писарев — единственный в Москве, кто ставит коммерческие комедии в обычных репертуарных театрах. О том, почему в московских репертуарных театрах редко ставят подобную драматургию, и чем западный бульварный театр отличается от отечественной антрепризы, Евгений Писарев рассказал корреспонденту «Газеты» Ольге Романцовой.
- Чем вас заинтересовала пьеса «Босиком по парку»? Чем вы собираетесь удивлять зрителей в своем спектакле?
- «Босиком по парку» — это знаменитая пьеса Нила Саймона, одна из самых популярных комедий в театральном мире. Она идет во многих городах мира, но почему-то не идет в Москве, хотя лет десять назад ее играли в Театре сатиры. Это история о том, как парень и девушка, полюбив друг друга и стремительно поженившись, сталкиваются с неожиданностями в поведении своего партнера. Это очень молодые люди, они переживают все в первый раз: впервые женятся, ссорятся, и им все в новинку. В пьесе есть и взрослая пара, которая испытывает все эти чувства вновь. История, написанная Нилом Саймоном — очень добрая, жизненная. Ее герои — люди без всяких вредных привычек и психических отклонений. Отцы тут не женятся на дочках, матери не насилуют своих сыновей. Герои пьесы «Босиком по парку» даже не предполагают, что в жизни такое возможно. И, кроме того, это люди, которых не мучают социальные проблемы, хотя они живут в бедности. Удивлять зрителей буду, но не скажу, чем. Пусть смотрят спектакль. Могу сказать, что не собираюсь устраивать цирка на сцене. И что я хочу сделать не спектакль со звездами, а спектакль-звезду.
- Пожалуйста, расскажите об этом подробнее.
- Даже репетируя со очень известными актерами, я в начале работы всегда говорю: «Звезд у нас нет, звездой должен быть наш спектакль». Не имеет значения, кто из актеров больше примелькался в телевизоре, а кто меньше. А то показали сериал, и актер тут же становится звездой. А через месяц все забывают и сериал, и его героя. Мне кажется, что важнее всего создать на сцене ансамбль, в котором никто не тянет одеяла на себя. Я всегда стараюсь придерживаться этого принципа даже в мелочах. На поклоны у меня всегда выходит команда, только что отыгравшая спектакль.
- Почему вас так привлекают постановки коммерческих пьес?
- Знаете, когда я в детстве бывал в театре, меня не покидало ощущение праздника. Я ходил на Таганку и в «Современник», не очень понимая социальный пафос их спектаклей, а в Ленкоме и «Сатире» заряжался яркостью актерского существования на сцене. Кстати, я смотрел последний спектакль «Женитьбы Фигаро» с участием Андрея Миронова. Вскоре театр уехал на гастроли, во время которых Миронов умер. Тогда театральный спектакль был одной из разновидностей праздника. Мне кажется, что это ощущение ушло, и его нужно вернуть.
- С помощью таких коммерческих спектаклей, как «Примадонны» или «Одолжите тенора»?
- А для кого эти спектакли становятся коммерческими? Для меня, как для режиссера? Точно нет. Режиссер получает одинаковый гонорар за постановку, независимо от того, пройдет его спектакль всего пять раз или будет кормить театр 10 лет подряд. Для артистов? Тоже не всегда. У нас нет артистов коммерческого и не коммерческого театра. Иногда в самые авангардные проекты для пиара стараются зазвать какого-нибудь из известных артистов.
- Если это так, почему режиссеры московских репертуарных театров так редко ставят подобные пьесы?
- Они просто не умеют этого делать. Постановка хорошо сделанной пьесы требует не меньше фантазии, таланта и труда, чем постановка любой другой. Работая с Декланом Донелланом, я ездил с нашими спектаклями по всему миру, и видел очень много разных постановок. В том числе и бульварных. И видел высокие образцы бульварного театра.
- Чем они отличаются от нашей российской антрепризы?
- Уровнем спектаклей. Потому что актеры у нас не танцуют, а подтанцовывают. Не поют, а напевают. А там танцуют и поют.
- Не играют, а наигрывают?
- Да. В российской антрепризе каждый артист, выходя на сцену, старается переиграть того, кто был там до него. Такая «актерская вакханалия» заводит их и спектакль в тупик. В западном в бульварном театре актеры по-настоящему играют. Причем удовольствие от этой игры получают и они, и публика. У нас актеры антрепризы зачастую чувствуют себя изгоями.
- Все-таки, одно дело смотреть постановки хорошо сделанных комедий, и совсем другое — их ставить. Чем это вас заинтересовало?
- В этих спектаклях я частично реализую свой комический потенциал. Например, работая артистом в театре имени Пушкина, я знал, что могу играть комедию, но у меня не было такой возможности. Я сыграл массу драматических ролей, а вот в комедии режиссеры меня просто не видели. Сейчас моя любовь к комедии, к спектаклю-празднику востребована. Ведь Олег Павлович Табаков пригласил меня поставить в МХТ имени Чехова не «Гамлета» и не «Вишневый сад». Он посмотрел спектакль «Одолжите тенора» и сказал: «Хочу так же». Так в этом театре появился спектакль «Примадонны». Важно понимать, что возможности каждого человека не безграничны. Артистам хочется сыграть все роли мировой драматургии. Но, как правило, побеждает и развивается тот, кто не играет все подряд, а находит свой стиль, какую-то свою фишку. Главное, эту фишку оттачивать.
- И вы бы отказались поставить «Вишневый сад»?
- Я не знаю, как это делать, никогда за это не возьмусь и завидую смельчакам, которые решаются на это. Мне кажется, что не стоит быть лучшими вообще. Гораздо правильнее понять, что ты делаешь что-то лучше других, и полюбить себя в этом определенном качестве.