Top.Mail.Ru
Путь М. Булгакова | СМИ о Московском драматическом театре

«Багровым островом» Москва уже наслаждается. Некоторые театральные рецензенты утверждают, что «Багровый остров» – сатира на наши театральные кулисы. Они недовольны этой пьесой, потому что она – бездарная сатира. Верно, что это бездарная пьеса, бездарная сатира, но не верно, что это сатира на театральные кулисы. Театральные кулисы тут – «дело десятое». На сцене провинциального театра происходит в присутствии завреперткома генеральная репетиция пьесы «Багровый остров». Содержание этой пьесы: революция в колонии. Захват власти либералами. Либералы верны старому договору с англичанами, которым принадлежит добыча жемчуга. Трудящиеся отказываются выполнить этот договор. Бегство либерального правительства к англичанам. Англичане посылают военную экспедицию. Разгром этой экспедиции. Победа колониальных трудящихся. «Смена вех» бежавших к англичанам, их возвращение на родину и раскаяние. Директор театра, автор и актёры торжествуют: «Пьеса до мозга костей идеологическая». Но заврепертком все же её запрещает: «А где международная революция?» Весь театральный коллектив в отчаянии, лебезит перед завреперткомом, умоляет. Но он непреклонен: «Запрещаю!» Тогда директор театра наспех доделывает ещё один акт, где происходит бунт матросов на английском крейсере, который пришёл усмирить «Багровый остров». Пьеса разрешена. Коллектив и заврепертком ликуют. Нет, это не сатира на театральные кулисы, это сатира на советскую драму, на нашу литературную и театральную политику Наивно было бы думать, что М. Булгаков изобличает примазавшихся, готовых услужить авторов и режиссёров. Для этого не нужна целая пьеса. Это можно показать в одном номере какого-нибудь сатирического обозрения. Для этого достаточен один пролог пьесы – сцена в кабинете директора. М. Булгаков вполне сознательно издевается над революционной драматургией, над такими постановками, как «Разлом», как «Рычи, Китай».

Те, что разрешили «Багровый остров», могли допустить такие по истине святотатственные сцены, как шаржирование героической смерти колониальных революционеров, как издёвка над революционными гимнами?! Ибо в самом деле, как можно вести борьбу за революционную литературу, за революционную драматургию и в то же время культивировать такие постановки, как «Багровый остров»? Не удивительно, что М. Булгаков упорно продолжает своё разделение труда: один театр он снабжает сатирой на советскую действительность, а другой – драмой, будящей сострадание к белым, к жертвам этой советской действительности. Если в «Зойкиной квартире» он дал разложение советского ответственного работника, то в «Багровом острове» он даёт разложение советской культуры, он делает атаку на революционную идеологию. Напомним, однако, Булгакову, что в дни его наиболее глубокого раздумья, в дни, когда он писал своё единственно любимое, по его собственным словам, произведение – «Белая гвардия», он говорил, что погибающие классы делятся на две группы: на глупых и на умных гадов. И пора Булгакову понять, что поздно сейчас не только встать в ряды глупых гадов, но и пытаться в какой бы то ни было мере реабилитировать умных гадов. ... История свой приговор произнесла над этими мертвецами. «И судимы были мёртвые, по написанному в книгах, сообразно с делами своими».