Top.Mail.Ru
Протокол заседания комиссии по приему спектакля Московского государственного камерного театра «Пока не остановится сердце» К. Паустовского | СМИ о Московском драматическом театре

Выступления:

Тов. Цейтлина (крайком ВКП(б)). Поздравляет театр с большой творческой победой - созданием яркого, актуального, политически насыщенного спектакля. Отмечает высокое мастерство режиссуры и народной арт[истки] Коонен, исполнительницы главной роли. Особенно высоко расценивает 9-ю картину и работу художников. Считает необходимым указать на излишнюю грубость в реплике «Редкий случай менструации». Артист Чаплыгин хорошо играет Руммеля, но говорит тихо, поэтому не весь его текст понятен. Недостаточно развернут образ вязальщицы. Все эти недостатки легко устранимы.

Тов. Николаев (крайискусство). Считает спектакль победой и автора и театра. Политическое значение спектакля несомненно. Немцы показаны реалистически, без преувеличения, и тем более они страшны и отталкивающи. Убийство ребенка, растоптанное счастье семьи, униженное достоинство советских людей и подлая попытка заставить русскую актрису служить фашистским захватчикам, превратить ее в предателя - вызывают подлинное возмущение, настоящую ненависть зрителей. Наряду с этим выступающие отмечают ряд недочетов и вносят предложения. Например: он считает слабой игру арт. Черневского в роли Бермана. Он отмечает снижение темпа в первой картине. Он предлагает после заявления Мартыновой о крови ее сына на диване - никому из действующих лиц на этот диван не садиться. Вместе с тем он отмечает художественную ценность и яркость спектакля, благодаря замечательной работе Таирова.

Тов. Тамарин (ГУРК). Также считает спектакль значительным художественным и политическим событием. Он не видит никаких цензурных возражений и замечаний по поводу спектакля и дает оценку игре отдельных актеров.

Тов. Липатова (крайлито). Считает спектакль политически весьма ценным и художественно зрелым, ярким. Первая половина спектакля значительно менее компактна, чем вторая, а потому производит меньшее впечатление. Она предлагает театру подумать над сжатием первой половины спектакля.

Тов. Богатырев (директор театра). Рассказывает историю создания пьесы и спектакля. Он отмечает, что после многих и многих спектаклей, показывающих эпизоды Великой Отечественной войны, высшим проявлением которых были «Русские люди», пьеса Паустовского, поставленная сейчас ГМКТ, и пьеса Леонова «Нашествие» - есть первые произведения, в которых раскрывается глубина душ и сокровенные мысли советских людей.

Тов. Дрейден (газета «Литература и искусство»). Отметил, что спектакль политически делает свое дело превосходно, вызывая у зрителей новую волну ненависти к врагу. Этого успеха театру удалось достигнуть именно потому, что его художники говорят в этом спектакле от всего сердца, своим голосом, своей особой манерой выражения, и своим почерком. Этот спектакль - своеобразное и яркое произведение именно Камерного театра, а поэтому он и становится событием для всего советского театра в целом.

Тов. Таиров (постановщик). Благодарит за замечания и высокую оценку работы. Соглашается с некоторыми замечаниями тт. Цейтлиной и Николаева, обещает продумать все замечания и учесть их в продолжающейся работе над спектаклем. В особенности это относится к предложению т. Николаева не кончать спектакль смертью Мартыновой.

Тов. Тамарин (ГУРК). Подводя итоги, поздравляет театр с художественным и политическим успехом и объявляет спектакль разрешенным в представленном виде, рекомендуя театру учесть высказанные замечания.