В декабре прошлого года в Российском Академическом Молодёжном Театре прошёл фестиваль, посвящённый столетию Виктора Сергеевича Розова. В рамках фестиваля многие режиссёры представили эскизы спектаклей по пьесам Розова. И вот – первый полноценный спектакль – «С вечера до полудня» Рузанны Мовсесян в Театре им. Пушкина.

Рузанна Мовсесян, ученица Камы Гинкаса, известна своими очень человеческими работами, где главными становятся не глобальные события, а истории конкретных людей. Над её спектаклями плачешь и смеёшься, но всегда светло и тихо, узнавая и жалея в них самого себя. Такими спектаклями стали «Лёля и Минька» в РАМТе, «Валенсианские безумцы» в театре «EtCetera» и вот теперь – «С вечера до полудня».

Действие происходит в конкретном доме – сталинской высотке на Баррикадной. Тут же, на сцене, стоит её миниатюрная копия, сделанная Анастасией Томской и Дмитрием Звенковым, основателями мастерской «Дом в коробке». Эта миниатюра служит и украшением, и напоминанием о том, где разворачиваются события. Один из героев скажет потом: «Я всегда думал, что в таких домах живут только счастливые люди».

Обычный вечер в семье известного писателя. Он читает своим детям и внуку новый роман, сидя за круглым столом. Казалось бы – семейная идиллия! Но нет. Очень быстро даже эта хрупкая видимость рушится, обнажая старые надежды, непрощённые обиды, несбывшиеся мечты и всё, что долгие годы пряталось за стенами этой элитной квартиры.

Закат за окнами сменится рассветом, и за это время три новых человека появятся в квартире и станут катализаторами трёх развернувшихся в спектакле историй.

Писатель Андрей Трофимович Жарков (Владимир Николенко) остро переживает то, что принято называть творческим кризисом. В прошлом очень известный, а сейчас всеми забытый, он старательно сочиняет новый роман в надежде вернуть себе былую славу. Домашние слушают его, явно скучая, но никто не решается сказать очевидного – книга плохая, Андрей Трофимович перестал быть писателем, если когда-то вообще был им. Сам того не желая, открывает Жаркову глаза его старый приятель Константин Фёдорович Егорьев (Виктор Васильев). Человека, настоящего человека, и чуда, хотя бы и маленького, не хватает Андрею Трофимовичу в его важной и актуальной писанине. И вот, ночью из дома выходит бывший известный писатель с авоськой, набитой исписанными бумагами.

К его дочери Нине (Наталья Рева-Рядинская) в тот же день заявляется старый знакомый Лёва Груздев (его зрители могут увидеть в исполнении Дениса Баландина или Алексея Воропанова). Заходит между делом – приехал в командировку, а все гостиницы заняты. И вот натянулась ниточка Нины, нарушилась её спокойная жизнь. Оказывается, что долгие годы она любила Лёву, любит его и сейчас, когда он с самодовольным видом рассуждает о том, что традиционный семейный дом давно устарел, а сам при этом собирается жениться. Не на Нине, как вы догадались.

Все в этой квартире живут прошлым. Живёт им и Ким (Андрей Заводюк), брат Нины и сын Андрея Трофимовича. Несколько лет назад его жена Алла (Вера Воронкова) оставила Кима вместе с сыном Альбертом (Сергей Кудряшов) и укатила со своей новой любовью в далёкую Бразилию. Обида, ревность, надежда на её возвращение не дают Киму двигаться дальше. Он пытается удержать с собой сына, отчаянно боится, что потеряет и его. Кстати, Альберт единственный, кто выпадает из этого «дома прошлого». Он чувствует давление родственников, он поддаётся ему, он готов принести себя в жертву отчаянно-эгоистической любви отца, но у него ещё есть надежда шагнуть дальше, стряхнуть себя чужие ожидания, начать жить своей жизнью. «Луч света в полутёмном царстве», – говорит о нём Лёва.

Но вдруг ход действия поворачивает в неожиданное русло. Одна судьбоносная встреча дает понять Киму, что он больше не может скрываться за стенами своей квартиры, не может прятать сына от его собственного будущего..

Нужно очень большое мужество, чтобы принять и отпустить. Принять себя со всей своей болью, со всем несбывшимся и недолюбленным. Принять себя уставшим, одиноким и не таким уж и талантливым. И не меньшее мужество нужно, чтобы отпустить, не цепляться за прошлое, простить старые обиды и что-то поменять в своей жизни. Будь то профессия, статус или просто перестановка мебели. Не прав был Лёва, семейный дом не умрёт. Но хочется верить, что он будет не той силой, которая связывает героев по рукам и ногам, а той, которая дарит силу и веру. И спектакль даёт надежду на это.