Отражения, или Истинное
Олег Тополянский впервые выступает в качестве режиссера за пределами alma mater. Он поставил драму о любви по пьесе Тома Стоппарда.
Тома Стоппарда — самого популярного у нас английского современного драматурга — принято считать автором интеллектуальным, социально-активным. Его герои и впрямь часто мыслители, политики, творцы и ученые. Но любят пьесы Стоппарда по всему миру и играть, и смотреть прежде всего за то, что все его герои — живые люди, а в самой что ни на есть драме идей у него непременно зарыта любовная история. Актер Олег Тополянский нашел у знаменитого британца пьесу, где любовная история и вовсе никуда не зарыта, а прямо на тарелочке с голубой каемочкой лежит и всеми своими перипетиями, точными остроумными диалогами, страстными выяснениями отношений, расставаниями и встречами так и манит актеров сыграть ее. Для Стоппарда она автобиографична. Главный герой Генри — драматург —уходит от одной жены-актрисы к другой жене-актрисе и пишет пьесу о любви «Карточный домик». При этом свою-то пьесу Стоппард назвал «The real thing», потому что считает любовь очень даже «реальной вещью».
На этом зазоре между реальностью любви и тем, какой ее хотят себе и другим представить участники любовного многоугольника, и построил спектакль режиссер Тополянский. Ничего переиначивать в тексте (а словоохотливого Стоппарда неплохо бы подсократить, хотя каждое отдельное слово и жалко) он не стал, никакого постановочного приема не предложил, сценографию предпочел скромнее некуда: пара диванов на фоне театральных зановесей. Зато весьма подробно поработал с актерами, которые так освоились в ситуации, будто играют самих себя. Актерам режиссер позволил все: и поактерствовать, и пококетничать с залом, и поиграть всеми своими штампами, но… Через какое-то время зритель начинает чувствовать, что все это актерство — хрупкая защита, попытка за освоенной маской скрыть полную растерянность, непрошенную нежность или боль. Что первая жена Генри — «циничная роковуха» Шарлотта (Вера Воронкова) — на самом деле оказалась способной его отпустить, не перестав его любить. Что романтичная «вечно влюбленная» Анни (Виктория Исакова) — вторая жена Генри — на самом деле боится старости и при всей любви к мужу цепляется за интерес молодых поклонников. Что ироничный, «свободный художник» Генри (Андрей Заводюк) на самом деле верит в семью, верность и прочую патриархальность. И даже отвязная дочь Генри Дебби (Анастасия Лебедева).