Начиная пьесу «Чужаки» Энни Бейкер хотела посмеяться над своими героями, над неудачниками, которые называют друг друга гениями, не имея никаких прав на это. Однако в процессе работы, раздражение сменяется пониманием, а смех над определенной прослойкой молодых людей превращается в драму целого поколения.

Джасперу (Игорь Теплов)и Кей Джею (Антон Феоктистов) уже за тридцать, однако, у них нет постоянной работы, нет семьи, даже девушки нет. Все, что они могли получить, осталось где-то в прошлом, в брошенном университете, в брошенных работах, в брошенных девушках. Что же у них тогда есть?

Есть столик с парой стульев позади дешевого кафе в Вермонте, есть чай, который очень хорошо пьется с псилоцибиловыми грибами, есть также претензии на то, чтобы называться гениями. Джаспер – пишет роман, очень ценя творчество Генри Миллера и Чарльза Буковски, чей образ жизни охотно примеряет на себя. Но не может примерить их талант.

Кей Джей учился философии и математике в университете, готовился писать диссертацию. Кроме того, вместе с Джаспером они создали музыкальную группу, одним из названий которой были «Чужаки». Но и диссертация, и группа – в прошлом. Остался только чай с грибами и задник кафе.

Целыми днями герои пьют чай, не замечая, как проходит их жизнь. Но однажды появляется Эван, новый уборщик в кафе. Невзрачный закомплексованный подросток, по сути – такой же чужак, как они сами. Поначалу не воспринимаемый всерьез, Эван становится другом, глотком свежего воздуха в затхлом мире Джаспера и Кей Джея.

Ради него «гении» устраивают творческий вечер: Джаспер читает свой роман, Кей Джей наигрывает мелодию на гитаре. А в это время весь Вермонт, как и все США, празднуют 4 июля, смотрят салют и зажигают бенгальские огни. С одной стороны национальный праздник, с другой – чужаки, не принимающие участие в общественной жизни, отказавшиеся от ценностей американской мечты. Похвальная и модная позиция, но только ничего взамен отрицаемым ценностям герои не могут найти.

«Определенно американская пьеса», как утверждает режиссер, насыщенная американской музыкой, американскими писателями, американским праздником превратилась в очень русскую историю о неустроенных людях, о взрослых детях, о неосуществившихся надеждах. Отчетливо чувствуются чеховские мотивы, состояние перед решительным поворотом судьбы, который никогда не произойдет.

Не последнюю роль в создании ощущения замкнутости и отчужденности героев сыграла сценография. На маленькой сцене филиала театра Вера Мартынова, художник спектакля, воссоздала американскую провинцию, более чем утрированную. Дешевые стол и стулья, баки для мусора, дверь кафе, черные мешки с мусором и пакеты из Макдоналдса. А вся сцена целиком напоминала аквариум, в котором сквозь прозрачные стенки зрители наблюдают за медленно плавающими рыбками, которые, кажется, спят.

Пробуждение наступает со смертью Джаспера от передозировки наркотиков. Для Кей Джея, любителя грибов, это слишком позднее предупреждение. А для юного Эвана хороший пример того, как не надо. У Эвана все впереди, он может уехать из Вермонта, заняться музыкой, полюбить девушку. Он уже смотрит вперед, готовый сделать шаг. Но шагнет ли?