Не найдётся ни одного человека, который хотя бы краем уха не слышал легенду о национальной героине Франции – Жанне д’Арк. Её жизнь и судьба окутана мистической дымкой: кто-то представляет её сумасшедшей еретичкой, которая противопоставила себя Священной Церкви, кто-то причисляет Жанну к Лику Святых. Но, без сомнений, она является выдающейся личностью, о жизни которой историки будут спорить веками, а драматурги и поэты воспевать в своих произведениях и постановках. Об одной такой любопытной постановке я и хочу сегодня рассказать. Речь идёт о пластическом спектакле хореографа Сергея Землянского «Жанна д’Арк», поставленном в Московском театре им. Пушкина.

В последнее время драматические театры вынуждены прибегать к поискам новых форм, ибо многих современных зрителей удивить весьма сложно, а заставить мыслить – задача из разряда фантастики. Но какого бы возраста, национальности и профессии зритель ни был, его всегда будут волновать вечные темы: любовь и дружба, сила человеческого духа, истина и, напротив, — подлость, ложь, предательство. По моему мнению, Землянскому удалось воплотить эту удивительную историю, используя лишь пластическую выразительность артистов и символику. Спектакль создан на основе пьесы Бернарда Шоу – «Святая Иоанна», где Жанна предстаёт перед нами не романтической барышней, а «истинной дочерью земли – с крестьянской трезвостью и упрямством, со свободным от всякого преклонения или высокомерия нравом».

Жанна энергична, воинственна, решительна и до наивности свято верит в короля и Францию. Однако на её бесконечную преданность, король отвечает предательством. Жанна не провидица, она — человек в высшем смысле слова, твёрдо знающий, что нужно делать для спасения своей страны. В спектакле мы видим её не как мистическую Деву, а как сообразительную девушку, наделённую необыкновенной силой духа и физической выносливостью. Главную героиню сыграла Анастасия Панина. Нельзя не восхититься её игрой. Она, несомненно, была «королевой бала». Любой артист понимает, что действовать, не используя слов, намного сложнее и энергозатратнее. Великолепное исполнение трудных акробатических трюков требует смелости, профессионализма и сильной воли, что и продемонстрировала актриса. Ей удалось развитие роли: от наивной крестьянки, которая чувствует свою силу, но не понимает своё предназначение, до решительного воина, сознательно выбирающего смерть. В итоге Жанна оказывается самой мужественной среди окружающих её мужчин. С гордо поднятой головой, она несёт свой крест до конца.

Спектакль «Жанна д’Арк» — это страшный и пугающий ритуал. Землянский погружает в суровую эпоху Средневековья, и зритель сразу ощущает холодное смрадное дыханье этого времени. Но режиссёр решил использовать необычный ход: он сделал спектакль весьма футуристичным, дабы показать актуальность событий. Одежда персонажей, образы, декорации – все они выполнены в иссиня-чёрных, кроваво-красных и белоснежных тонах. С помощью декораций и костюмов Максима Обрезкова, музыки Павла Акимкина и светового решения Александра Сиваева создаётся неповторимая драматическая атмосфера, которая пугает, но, одновременно с этим, завораживает, заставляя внимательно наблюдать за действием.

Открывается занавес. Перезванивают колокола. На сцене, одетые во всё чёрное, люди, которые, как черти в аду, носятся и извиваются, издавая мерзкие звуки. И среди них стоит девушка в белоснежных одеждах. Зритель сразу понимает, что это Жанна. Её образ целомудрен и чист. Она устремляет взгляд ввысь и видит посланницу небес, которая передаёт ей меч. Жанна, как всякий ребёнок, начинает хохотать, бегать и играть с этим грозным оружием. Меч – это символ её предназначения, её судьба. Конечно, в тот момент дитя не подозревало, что в конце пути её ждет смертельный костер на городской площади Руана.

На протяжении всего спектакля мы видим яркие динамические сцены. Страсть, боль, ненависть, вера и надежда – всё воплотилось в искусной игре актёров. Средневековая музыка в сочетании с танцами, акробатикой и сильной энергетикой, которая волнами разливалась по залу, — всё это создавало особую атмосферу. Несмотря на то, что бои были символические, выглядели они правдоподобно. Цепляли взгляд резкие, экспрессивные и одновременно пластичные движения танцоров. Образы жестоких, как бы картонных инквизиторов внушали тревогу, ощущение надвигающейся опасности, а затем ужас и гнев. Поэтому они и картонные, что дело против Жанны сфабриковано. Нельзя не отметить Владимира Григорьева, в роли инквизитора. Он тоже марионетка, которой управляет Священная Церковь. А чего только стоит струящаяся красная ткань, которая выглядит точь-в-точь, как огонь. На протяжении всего театрального действа зритель испытывал целую гамму противоречивых эмоций. Перед ним предстала Столетняя война в современной интерпретации, что всё же было не в ущерб эмоциональной глубине. Это представление нельзя назвать традиционным спектаклем. Пожалуй, в нём смешалось несколько направлений. Это и театральная игра, и цирковое шоу, и нестандартный балет, — всё слилось в едином живом организме. Такой оригинальный симбиоз – несомненно, смелое решение Сергея Землянского. Конечно, желательно перед просмотром пластического спектакля, одним глазком заглянуть в хроники того времени, чтобы понимать происходящие исторические события.

Несмотря на трагичный конец, режиссёр оставляет маленький лучик надежды, символом которого служит голубая лента. Она же сопровождает героиню на протяжении всего действия: будь она на войне или в темнице. Голубая лента – это символ веры, чистоты, непорочности, а также благословения свыше. Увы, такие исключительные личности не живут долго на этом свете. Они выше этого мира. Они великие мученики. Они отстаивают правду – хотя людям правда не нужна. Но истина всё-таки пробивает себе дорогу. Эта история повествует о том, что все усилия Орлеанской Девы прошли не зря, что они поменяли ход событий. На сегодняшний день нет человека, который бы не знал и не восхищался её подвигом. И спектакль театра им. Пушкина – ещё одно тому подтверждение.