Top.Mail.Ru
О любви, зеркалах и многоликом Стоппарде | СМИ о Московском драматическом театре

Пьесы Тома Стоппарда отчасти напоминают трюмо. Множество зеркал, которые под разными углами дают разные отражения и виды. Спектакль «Отражения, или Истинное» лучшее тому подтверждение.

Герои изменяют и влюбляются, спорят о творчестве и семье, закрывают одни шторы и открывают другие, двигают диваны и слушают музыку от Баха до попсы. Неизменным в спектакле остается лишь сила любви. Труппе театра имени А.С.Пушкина удалось не только показать движение зеркал и мыслей, но удалось рассказать историю последнего романтика, который неистово верит в чувство несмотря ни на что.

Главный герой пьесы Генри (Андрей Заводюк) — женатый драматург, который безнадежно влюбляется в жену своего друга. Именно Анни (Виктория Исакова) становится дамой сердца творца. Анни и Генри женятся, однако семейная жизнь не так безоблачна. Героям предстоит перебороть ревность, взаимные упреки, недовольство. Периодически в конфликт вмешиваются бывшие вторые половинки главных героев: Шарлотта (Вера Воронкова) и Макс (Григорий Сиятвинда).

Внешне кажется, что сюжет прост. Однако у Стоппарда, как у мастера многоликости, все это представлено намного сложнее: трюмо постоянно создает разные блики, поэтому акценты то и дело смещаются. Стоппарда называют новым Чеховым. И это сравнение весьма логично. Полифоничность и сложность мысли при внешней простоте — вот то, что объединяет двух великих драматургов.

Режиссер спектакля Олег Тополянский с текстом обращался бережно. Ему удалось создать удивительную атмосферу. И свет, и музыка, и декорации, и бутафория были подобраны так, чтобы максимально создать атмосферу, в которой наши герои существуют. Вероятность утонуть в этом великом множестве деталей была огромна. Однако режиссеру удалось все сделать так, что зеркала, карточные домики и черные диваны смотрятся очень естественно и органично.

В спектакле поднимается масса тем. Во-первых, прекрасно очерчена линия, связанная с творчеством. Тема истинного и ложного гения красной нитью проходит через всю пьесу. Герои пьесы — творческая среда. Актеры и драматург. Главный герой Генри стал отчасти резонером. Именно в уста этого персонажа Стоппард вкладывает свои мысли о творчестве. Режиссер эти слова переосмысливает, расставляя акценты, а актер произносит вслух, доводя до зрителей. Таким образом, получается, что монологи Генри о творчестве — своеобразный манифест, гимн таланту и вдохновению.

Другой важной темой становится проблемы отношения отцов и детей. Дочь Генри Дебби (Анастасия Лебедева) – это сама непосредственность и откровенность. Эта роль совсем небольшая по объему, однако, очень глубокая по мысли. Актрисе филиала театра им. А.С.Пушкина удалось создать очаровательный образ юной бунтарки, которая спорит с отцом, но в то же время любит и чувствует его.

Но, конечно, главной темой является любовь. Отношения между Генри и Анни — это настоящая любовь. Здесь есть и страсть, и нежность, и верность, и покорность. Эта любовь выдерживает все испытания, и это вселяет радость и уверенность. Хотя в спектакле звучит фраза о том, что любовь не литературна и описать ее нельзя, всей труппе спектакля «Отражения, или Истинное» удалось доказать обратное. После представления зрители выходят с чувством удовлетворения и счастья. И это самое важное.