Top.Mail.Ru
"Много шума из ничего" в театре им. А.С. Пушкина | СМИ о Московском драматическом театре

Молодой режиссер Евгений Писарев, который был назначен на пост худрука в драматический Театр им. А.С. Пушкина год назад, под занавес сезона предъявил на суд публике спектакль, над которым тщательно работал с труппой почти весь год. Это шескпировская "Много шума из ничего". Приглашенный художник (сценография, костюмы) Зиновий Марголин установил декорацию в 800 кг, веса которой не выдерживает сцена, уже давно требующая ремонта. Однако спектакли пока играются, в том числе и шекспировская комедия.

Евгений Писарев - птенец мхатовского гнезда, он окончил актерский факультет Школы-Студии МХАТ, и уже со студенческих лет тяготел к занятиям режиссурой, хотя сразу же начал играть, и не на словах знает о том, что такое актерское дело. Мой коллега Григорий Заславский однажды пошутил, что молодым режиссерам не хватает в их биографии опыта "дедовщины", периода, когда начинающий режиссер работает при опытном мастере. Так вот, про Писарева этого не скажешь. Он ходил в учениках при Юрии Еремине, при Вячеславе Долгачеве, а потом и при британском режиссере Деклане Доннеллане, поездил с проектами чеховского фестиваля по миру. Он прошел серьезную закалку, которая помогла ему утвердиться в ремесле, научился находить общий язык с актерами. Будучи сам актером, в своей режиссуре он всегда стремится взять ответственность за процесс на себя, разделить труд с актером, а не бросать его в воду.

Встреча с Декланом Доннелланом оказалась самой принципиальной в становлении Евгения Писарева. От британца наш мхатовец взял сам принцип подхода к театру как зрелищу: должно быть интересно, внешне просто, внятно, и обязательно современно.

Когда в Театре им. А.С. Пушкина покойный ныне Роман Козак, прежний руководитель Театра им. А.С. Пушкина, пригласил Женю ставить "Одолжите тенора", то Писарев виртуозно поставил комедию положений. Тогда я пошутила в разговоре с режиссером после спектакля: теперь, мол, берегитесь, сейчас вас будут все театры звать, чтобы ставить комедии, и вам будет трудно предлагать свои серьезные названия. Олег Табаков, худрук Художественного театра, сразу же после успеха Писарева в пушкинском театре, пригласил ставить к себе, на первую сцены страны. И опять Женя поставил на мхатовской сцене спектакль "Конек-Горбунок", предназначенный для семейного просмотра, на который до сих пор трудно купить билет. Это свойство режиссера - обеспечить кассу театру - оказывается весьма коварным для него самого. Тут можно быстро потонуть в омуте пошлого, грубого театра, перестать чувствовать живое, превратиться в ремесленника и обеспечивать навязанное временем амплуа кассового режиссера. Писарев не только удержался на этом пути соблазна нестандартными гонорарами, опасной востребованностью, но и сумел сохранить в себе художника.

Последняя премьера в Театре им. А.С. Пушкина - тому доказательство. Обращали ли вы внимание на то, как из нашего современного театра катастрофически ушло такое чувство, как нежность? Легко объяснить, почему это случилось, поскольку огрубели не только нравы, но и смешались все понятия кроме одного - денег. Варварский капитализм утвердил и варварство отношений, но вот ведь что странно, потребность в этом чувстве осталась, в чем можно убедиться, посмотрев спектакль "Много шума из ничего".

Казалось бы, режиссер намеренно огрубил спектакль, перенеся его в наши дни. На вокзал в итальянский город Мессину пребывают в современном военном камуфляже не только солдаты, но и сам принц Дон Педро (Андрей Соколов). Поскольку, согласно пьесе, все они приезжают с войны, в которой победили без потерь, спектакль не сдвигается в сторону армейской истории. Так лишь поначалу. Вернулись живыми, победителями, и отрываются по полной программе. Карнавальная дискотека, кто-то - в костюме зайчика, кто-то - вампира, кто-то - терминатора, шампанское рекой, танцы. Живой оркестр на сцене (в спектакле принимает участие "Группа W/"), живой вокал. В армии всегда найдется один, кто хорошо поет песни о любви. Такая карнавальная ночь по-английски. Вокруг только счастье, избыток этого счастья. Как тут не жениться. Геро (Анна Бегунова), дочь мессинского губернатора Леонато (Андрей Заводюк) и вернувшийся с войны Клавдио (Владимир Жеребцов) любят друг друга. Вот-вот свадьба. Тонкая прелестная невеста ангельского поведения и воздушной легкости, какая возможна только в молодости, и жених, который влюблен по-щенячьи.

Если все так хорошо у одной пары, то надо удвоить это счастье, надо поженить еще одну - двух непримиримых дуэлянтов словесных поединков: острую на язык умницу Беатриче (Александра Урсуляк) и не уступающего ей в искусстве парировать язвительные реплики Бенедикта (Александр Арсентьев). Праздник должен продолжаться, когда вокруг все столь хорошо. Так мужская и женская половины организуют розыгрыш, цель которого - пробудить чувства в тех, кто, кажется, пикируется на людях.

С каким тонким юмором осуществляется этот безобидный заговор! Взрослые дяди тройкой крадутся к комнате Бенедикта, чтобы он услышал, как в него влюблена гадюка Беатриче. Как хитро щебечет стайка барышень и вливает в уши Беатриче яд про любовь Бенедикта. Тут режиссер поставил почти балет. Как раздувается от гордости, от забавного мужского тщеславия Бенедикт, как ошеломлена Беатриче, еще не успевшая снять свой карнавальный наряд монашенки!

Однако есть в спектакле и другой зеркальный розыгрыш, коварный, который врывается в эту атмосферу живого, сегодняшнего возрождения, где все дышит избытком жизни и любви. Геро оклеветали. Она в подвенечном наряде (как тут не вспомнить про венчание принца Уильяма и Кэтрин Миддлтон, подоспевшего к выпуску спектакля) стоит в центре сцены. Сама невинность и красота, чудесный ангел, она не знает, что в церкви жених ей бросит страшное обвинение в неверности.

Так в комедию войдет трагедия, правда, с ложным трагическим финалом. Все разрешится счастливо, но герои переживут горе разочарования в любви, боль потери, позор и стыд. Отец Геро, Леонато, уже будет обнимать опозоренную дочь почти как король Лир - Корделию. Как хрупок этот мир, как мгновенно счастье оборачивается в горе, а жизнь - в смерть.

Злодейство будет изобличено двумя полицейскими (Сергей Миллер и Игорь Теплов) - еще две актерские работы, которые публика принимает на ура. Два косноязычных стража порядка невольно выдают афоризмы, касающиеся совсем не Англии. Они вдруг окажутся в центре интриги и впервые в жизни увидят губернатора. Такое счастье в карьере переживается ими по-полной.

В финале комедии будут-таки сыграны две свадьбы. И сцена объяснения в любви Беатриче и Бенедикта - это тот самый театр, в котором побеждает нежность, в котором слова "я тебя люблю" трепетно проживаются, а не равнодушно бросаются актерами. И когда Бенедикт целует свою Беатриче, то иначе и быть не может, потому что до того актеры сыграли путь к этому чувству, провели его через пороги юмора, перепалок, испытаний, чтобы поставить в финале все-таки свою точку, точку счастья.