Top.Mail.Ru
«Любовь. Письма»: Меньшов vs Алентова | СМИ о Московском драматическом театре

Семейный спектакль Веры Алентовой, Владимира Меньшова и их дочери Юлии — смелая попытка рассмотреть чувства под микроскопом. 

Первая премьера нового сезона в Театре Пушкина по сути своей бенефис, — в феврале артиска Вера Алентова отметит свой юбилей. Своеобразным подарком к дате стал для нее спектакль, который поставила дочь, записав в партнеры матери ее собственного мужа Владимира Меньшова.

В основе постановки — знаменитая пьеса Альберта Гурнея, до сих пор идущая на парижской сцене с Аленом Делоном и Анук Эме в главных ролях. В России же ее видели в исполнении Олега Табакова и Ольги Яковлевой. Согласитесь, с таким багажом нынешний спектакль мог бы и не получиться, тем более что Юлия Меньшова — дебютант в театральной режиссуре. Но любые сравнения оказались здесь неуместны. Меньшовы разыграли абсолютно самостоятельную историю.

Главное требованиие Гурнея — его персонажи должны сидеть за столом — Юлия проигнорировала. Совершенно правильно решив, что простое «зачитывание писем» по ролям — это скучно не только для артистов, но и для зрителей. Усложнив задачу родителям (Алентова и Меньшов были вынуждены выучить любовные послания своих героев дословно), она тем самым дала им пресловутую свободу интерпретаций. Зритель жадно следит за каждым взглядом и жестом артистов, вслушивается в их интонации, сопереживает.

Сценическое пространство также оформлено «не по правилам». Не стол, а два стула, не черный задник, а гигантская мебельная «стенка» с миллионом полок. Абсолютно на каждой — памятные вещи для двух так и не соединившихся судеб. В глубине сцены — нечто похожее на лист разорванной бумаги, края дыры разъежаются, когда Мелисса и Энди отдаляются друг от друга еще сильнее.

Письма — это не только основа сюжета, но и эпицентр сильных перенесенных через всю жизнь чувств героев. Эти чувства как незавершенный гештальт, мучают обоих . Мелисса и Энди похожи на двух заблудившися детей. Встретившись в школе, они затеяли трогательную переписку, да так смогли ее оборвать. А заодно не смогли поверить, что предназначны друг другу. За полтора часа на сцене они успевают зачитать эти послания, в которых о любви то почти ни слова. Только сотни подробно описанных банальных ситуаций, но все же между строк читается судьбоносная невстреча. Через намеки и острожные полупризнания — большое чувство.

Горький финал есть совершенно очевидный вывод — к конечной пустоте приводит инфантильность героини, ее совершенно детский поиск смысла жизни, выраженный в перемене мест, мужчин и увлечений, неудачном «художестве» и тяге к алкоголю. Мелисса не смогла вырасти и из бунтарки превратиться во взрослую сильную женщину. Не смогла преодолеть свое нелепое детство в богатой, но несчастливой семье. Не смогла обрести себя в работе, детях, так и осталась душевно неприкаянной «Алисой из Зазеркалья». Энди же просто струсил  — однажды  растерявшиь на свидании и будучи ужаленным резкой насмешкой, не смог пойти дальше. Он вырос тем, кем мечтал — капитаном корабля, юристом, сенатором, отцом троих сыновей. Но увы, слишком поздно пришел к выводу, что любит свою Мелиссу. Она умерла в клинике, а Энди признался в любви  к давней подруге в письме, адресованном ее матери.

Несбывшуюся жизнь Меньшовы играют страстно, с видимым удовольствием, и пусть режиссура их дочери порой слишком аккуратна, она выгодным образом подчеркивает актерскую увлеченность. Идти на спектакль стоит, прежде всего, потому что Меньшовы редко играют. И почти никогда вдвоем. Между тем, их дуэт — один из самых ярких и запоминающихся. Несмотря ни какую прессу , эта пара любить умеет.